Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка»

Задача — согреть любой ценой.

92

Освоение крайнего севера и крайнего юга (это мы сейчас о полюсах, если что) вполне можно сравнить с полетами в космос. Жутко сложно, страшно холодно, любая ошибка может обойтись по самой дорогой цене. И нет это не преувеличение. Когда за бортом минус 80, какие уж могут быть преувеличения?

Советский Союз в свое время мог похвастать не только первенством в освоении космического пространства, но и уникальными достижениями в исследовании Антарктики, которое активно началось в 50-х годах прошлого века. Поначалу главными помощниками советских ученых на Южном полюсе стали военные артиллерийские тягачи АТ-Т.

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» | maximonline.ru

Построенные на шасси среднего танка Т-54, они отличались высокой выносливостью и проходимостью, но для многомесячных экспедиций этого оказалось слишком мало. Нужна была универсальная машина, которая смогла бы совместить возможности транспорта и тягача с комфортом дома, где исследователи могли бы в буквальном смысле жить и не сойти при этом с ума.

Заказ на жилой дом с гусеничным приводом разместили на Харьковском заводе тяжелого машиностроения в 1957 году. Всего за три месяца родилась «Харьковчанка» — уникальный антарктический вездеход, ставший легендой. Его официальное имя — «изделие 404», и он базируется на шасси все того же тягача АТ-Т.

«Харьковчанка» первого поколения неуловимо напоминает транспорт маленьких джав из вселенной «Звездных войн»
«Харьковчанка» первого поколения неуловимо напоминает транспорт маленьких джав из вселенной «Звездных войн»

Харьковские инженеры только расширили базу на два дополнительных катка и значительно увеличили ширину гусениц, снабженных снегозацепами. «Харьковчанка» оснащалась 520-сильным дизельным мотором, мощность которого на непродолжительное время можно было повысить почти вдвое благодаря турбонаддуву.

Впрочем, и без того «Харьковчанка» легко справлялась и с собственными 35 тоннами массы и с дополнительным весом 70-тонного прицепа. Но талант тягача — только часть уникальных достоинств машины. Салон вездехода имел площадь 28 квадратных метров (малогабаритная квартира), а потолок в 2,1 м позволял исследователям спокойно встать в полный рост. Всю вахту провести согнутым в три погибели — то еще удовольствие.

Не просто тягач, а тягач со всеми удобствами!
Не просто тягач, а тягач со всеми удобствами!

За тепло в салоне «Харьковчанки» отвечали восьмислойная термоизоляция из капроновой ваты, электрообогрев стекол и отопители производительностью 200 кубометров горячего воздуха в час. «Харьковчанку» оборудовали спальными местами на восемь человек, небольшой кухней, туалетом (тоже, к слову, подогреваемым), зоной отдыха и тамбуром между входом в вездеход и основным салоном, чтобы зря не тратить драгоценное тепло, открывая двери.

Для этой же цели доступ к двигателю для удобства ремонта осуществлялся изнутри. Впоследствии это решение признали не очень удачным: выхлопные газы слишком активно прорывались в салон. Поэтому «Харьковчанка-2», модифицированный вариант «изделия 404», получила отдельную кабину управления и улучшенную термоизоляцию. Даже с выключенной системой отопления «Харьковчанка-2» за сутки теряла лишь 2-3 градуса внутренней температуры.

«Харьковчанка-2» получила отдельную кабину и улучшенную термоизоляцию. Внешне она очень похожа на выросший в размерах АТ-Т
«Харьковчанка-2» получила отдельную кабину и улучшенную термоизоляцию. Внешне она очень похожа на выросший в размерах АТ-Т

Созданное в рекордные сроки «изделие 404» оказалось незаменимым помощником в освоении Антарктиды. На счету машины не имеющий аналогов переход протяженностью 2700 км из Мирного до Южного полюса, который состоялся в 1959 году. В дальнейшем «Харьковчанки» стали незаменимыми при обслуживании шести полярных станций Советского Союза, а свою активную службу продолжали нести аж до 2008 года.

И кто еще возьмется утверждать, что за три месяца нельзя построить ничего гениального?!

Комментарии92
под именем
  • да СССР имел все интеллектуальные и финансовые возможности для решения задач любой сложности.. а управление государством позволяло решать эти задачи в кратчайшие сроки и минимальным вредом для государства (воровство..откаты..бесконечное удорожание)
  • Умели строить советские инженеры и рабочие. А сейчас сами даже холодильник нормальный сделать не могут. Про машины я уж не говорю.
  • Это-СССР, а не рээфия...
  • Харьковчанка это и есть преславутые калоши
  • Температура воздуха внутри не термостатированной утеплителем машины, становится болезненной для экипажа уже при наружной температуре воздуха ниже – 20С. При этом влажность в машине может достигать 75% - 95%. Эти условия приводят к повышению уровня простудных заболеваний, заболеваниям кожи и глаз, к обморожениям рук и ног. Длительное нахождение людей в сидячем обездвиженном положении при резком послойном перепаде температур в обитаемом отсеке приводит к потере трудоспособности. Например в существующих образцах российской арктической техники при температурах наружного воздуха ниже -20С на полу машины не тает снег, а на уровне головы сидящего человека температура воздуха достигает +20С. В таких условиях о долговременной работоспособности экипажа речи идти не может. При длительном марше или привале личный состав должен иметь возможность снять теплую одежду и обувь для просушки от пота и снега. Воздушная атмосфера должна быть сухой и теплой от пола до потолка. Наряду со специальными агрегатами фильтрации, подогрева и осушки воздуха большое значение имеет термоизоляция корпуса. При ее неправильном расчете любые осушительные системы со своей задачей не справятся. Точка росы теплоизоляционного материала на корпусе при перепаде температур от -60С до +20С не должна находиться внутри обитаемого пространства транспортера. Теплоизоляция не должна выделять ядовитых газов и поддерживать горение. Срок службы теплоизоляции не должен быть меньше 10 лет. Вес теплоизоляции должен быть минимальным. Это, примерный набор необходимых признаков арктической техники.
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения