Япония по праву считается прародительницей самых страшных фильмов ужасов. Режиссеры из Страны восходящего солнца придумывают изощренные способы вскрыть потаенные страхи зрителей, не скупясь на спецэффекты и обилие кошмарных существ.
«Пульс» (Kairo, 2001)
Лента, воплощающая страх перед стремительным технологическим прогрессом начала 2000-х. В Токио неспокойно: тут и там стали таинственно пропадать люди, а пользователи Интернета все чаще и чаще сталкиваются с загадочными сайтами, полными пугающих надписей. Призраки проникли во Всемирную сеть, стремясь связаться с миром живых и попросить об освобождении из лап пустой и одинокой вечности.
Только вот спасти мертвецов никому не удается, и разочарование захлестывает местных жителей, впадающих в депрессию и обрывающих собственную жизнь после общения с потусторонним. Постепенно кошмарный феномен достигает массовости, и японская столица начинает вымирать, оставляя в напоминание о некогда живших людях лишь тени на стенах, высеченные странной субстанцией.
«Близнецы» (Soseiji, 1999)
Русско-японская война закончилась, и в семье молодого врача Юкио наступило процветание: карьера идет в гору и рядом красавица жена, которая, однако, потеряла память после пожара.
Рин не помнит ничего о своем прошлом, в семейной обители начинает происходить все больше странных вещей, и кажется, что идиллия постепенно разрушается. Вдобавок родители Юкио умирают при загадочных обстоятельствах, а в домашнем саду на мужчину нападает его зловещий двойник и сталкивает героя в глубокий колодец. Штатный критик «Кинопоиска» Станислав Зельвенский сравнивает этот фильм с «Джекилом и Хайдом» и «Связанными насмерть» Кроненберга (он, кстати, был кумиром режиссера «Близнецов»), отчего получается смесь схожих сюжетных поворотов, завернутая в другой культурный контекст.
В новой книге «100 ужасов Станислава Зельвенского» автор подробно исследует хорроры с точки зрения страхов, которые те изобличают. В случае с лентой Синъя Цукамото главной фобией стали колодцы, хотя проект не скупится и на другие безобразные приемы, вызывающие тревогу.
«Лес самоубийц» (Jukai Mura, 2021)
Аокигахара Дзюкай — живописный зеленый лес у подножия горы Фудзи. Вокруг этого места ходит много легенд: в Средние века в Аокигахару уходили голодные крестьяне, чтобы доживать остатки дней вдали от цивилизации, а в современности территория вулканической чащи прославилась среди самоубийц, отчего и получила свое название.
По сюжету фильма молодая пара обнаруживает в подвале старого дома загадочный ящик. Несмотря на предостережения знакомых, герои все же взаимодействуют с ужасной находкой, которая оказывается проклятым артефактом.
С этого момента всех, кто видел коробку, бесповоротно тянет в зловещий лес, где не работают системы навигации и никто не слышит криков о помощи. Чтобы выбраться из лап смертоносной природы, персонажам предстоит разгадать загадку мистической порчи, стараясь не потерять близких в пучине сюрреалистичного ужаса.
«Спираль» (Uzumaki, 2000)
Представьте, что все вокруг вас начинает закручиваться в спирали: сначала волосы знакомой принимают неестественный завиток, облака в небе сворачиваются в гипнотические формы, а после люди на улицах превращаются в кошмарных улиток. Нетипичный хоррор, ставший экранизацией манги Дзюндзи Ито, исследует именно этот ужасающий сценарий.
Старшеклассник Сюити начинает замечать странности в поведении отца: он ведет достаточно затворнический образ жизни, а также невероятно одержим спиралевидными формами. Вскоре помешательство на узорах захватывает весь приморский городок Куродзу, а пути к побегу обрывает лес и дорога, безвозвратно закрутившиеся в бесконечную петлю. На поселение накатывают бушующие смерчи, и местные жители все больше сходят с ума, поддаваясь эпидемии, размеренно овладевающей всем вокруг.
«Страшная воля богов» (Kamisama no iu tôri, 2014)
Если вы все еще думаете, что японские ужасы — это только призраки девочек с длинными черными волосами, ползущие из телевизоров, то фильм «Страшная воля богов» станет шокирующим открытием. Это уже не мистический хоррор, а безумный коктейль из абсурдной жестокости, черного юмора и экзистенциального ужаса перед безразличной вселенной. Сюжет начинается с обычного школьника Такахаты, который молится богам из-за скучной жизни.
Его зов был услышан, и он попадает на смертельную игру, устроенную покровителем счастья — куклой Дарума. Правила просты и чудовищны: нужно выполнять прихоти идола, а непослушание несет мгновенную смерть. Чем-то сюжет напоминает знаменитую «Игру в кальмара», ведь задания здесь также повторяют кошмарные детские забавы. Ужас фильма не в скримерах, а в полной бессмысленности и абсурдности происходящего, где жизнь героев зависит от каприза неведомой силы, которой до них нет никакого дела.
«Сплошная кровь» (Nekeddo burâddo: Megyaku, 1996)
Эталонный body horror, впечатливший мировую публику задолго до оскароносной «Субстанции». Фильм также стал символом японского сплэттера — поджанра хоррора, делающего акцент на предельно реалистичной демонстрации насилия. По сюжету безумный гений разрабатывает революционный препарат Myson, призванный не просто притуплять болевые ощущения, но и превращать их в удовольствие.
Мать изобретателя работает в местной больнице, и мужчина пользуется этим преимуществом, чтобы испытать собственное «лекарство» на трех ничего не подозревающих женщинах. Вскоре подопытные пациентки становятся зависимыми, и дозы вещества заставляют их делать со своим телом страшные вещи в погоне за физическим удовлетворением.
