Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как снять исторический фильм: учимся у профи

Киноляпы имеют право на существование, но когда дело доходит до фильма по реальным событиям, то уважение к материалу должно быть возведено в абсолют. На примере грядущей новинки российского кинопроката «1941. Крылья над Берлином» рассказываем, как создается настоящая история.

15 апреля 2022

Любопытный факт: в августе 1941 года, в разгар тогда еще «перспективного» блицкрига немецкой армии, советская авиационная группа в количестве 15 бомбардировщиков, преимущественно модели ДБ-3 Ильюшина, совершила первый авиаудар по стратегически важным объектам Берлина. Предприятие было опасным, а потому строго засекреченным. Настолько строго, что режиссер Константин Буслов (ты его знаешь по фильмам «Калашников», «Небо измеряется милями» и «Бабло») решил восстановить справедливость и отдать должное героическим летным экипажам полковника Преображенского. Какие принципы, позволившие создателям картины «1941. Крылья над Берлином» добиться максимальной исторической точности, ты можешь смело взять на вооружение?

Приглашенные эксперты

Как снять исторический фильм: учимся у профи

Пожалуй, самый важный этап — заручиться поддержкой консультантов. Пусть они свободно ходят по съемочной площадке и критикуют все, что их смущает. За проектом Константина Буслова следили несколько экспертов, а действующий пилот Олег Улиссов практически не покидал площадку, контролируя реалистичность поведения летчиков, точнее, сыгравших их актеров.

Большой профессиональной удачей в мире кино считается привлечение человека, знавшего героев истории лично. Для сценаристов фильма «1941. Крылья над Берлином» таким человеком стал Василий Решетников, генерал-полковник авиации. Ему тоже довелось бомбить Берлин, но уже в сентябре 1942 года. Шестичасовое интервью с легендой летного дела помогло прописать тонкости первых боевых вылетов к столице противника и характеры непосредственных участников событий.

И еще один принципиальный момент: нельзя пренебрегать документальными и вещественными источниками. Проще говоря, добро пожаловать в музеи и архивы. Консультации со специалистами Центрального музея Военно-воздушных сил РФ и экспонаты Музея авиации стали теми вехами, благодаря которым полноразмерные модели самолетов ДБ-3, И-16 и Ли-2 полностью воспроизводили оригиналы.

Как снять исторический фильм: учимся у профи

Внимание к деталям характерно не только для кинематографа. Вот два примера. Если Владимир Богомолов в книге «В августе сорок четвертого» пишет, что такого-то числа в Белоруссии шел дождь, читатель может быть уверен: в тот день действительно дождило. А мангака Сатору Нода обошел чуть ли не все музеи Хоккайдо и поддерживал связь с лингвистом, специалистом в языке народа айнов, пока рисовал «Золотое божество». 

Колоритные натурные съемки

Не все можно снять на фоне хромакея. Более того, некоторые сцены доверить CG-графике просто преступно. Выход один — искать натуру. 

Съемки «1941. Крылья над Берлином» проходили в Ломоносове, Кронштадте, Изборске, Калужской и Псковской областях, Москве. Практически полное попадание в локации: план первого вылета на Берлин был озвучен в Москве, а его реализацию командование возложило на 1-й минно-торпедный авиационный полк 8-й авиабригады военно-воздушных сил Балтийского флота, базировавшийся в Ленинградской области.

К сожалению, остров Сааремаа, где располагался аэродром Кагул, с которого 7 августа 1941 года экипажи вылетели в сторону Берлина, не смог принять съемочную группу. Соглашения и договоренности разбились об антиковидные ограничения. Копию летного поля Кагул решили возвести в Калужской области на территории комплекса «Военфильм», причем для провоза технического оборудования, необходимого для строительства габаритных декораций аэродрома, команда проложила дороги к месту съемок. Примечательно, что в августе 1941 года командование ВВС тоже вынуждено было достраивать аэродром Кагул: он не давал достаточного разгона для бомбардировщиков.

Как снять исторический фильм: учимся у профи

Зато съемки на Красной площади длились всего один день. Вид на Кремль восстановили по фотографиям военного времени: в течение четырех лет маскировка под стандартный квартал Москвы спасала стены крепости от атак люфтваффе.

Неслучайные актеры

Как подтверждает голливудская (и не только) практика, суперзвезды на главных ролях обеспечивают кассовость, но играют они самих себя примерно в девяти случаях из десяти. Подбор актеров требует сосредоточенности. Это нормально, когда речь идет о воплощении на экране исторических персонажей. 

Кастинг «1941. Крылья над Берлином» длился порядка восьми месяцев. На эпизодические роли набиралось до десяти кандидатов, и свою принципиальность Константин Буслов объяснял так: «Мы делаем художественное произведение, за которое я отвечаю и как режиссер, и как продюсер, поэтому с художественной точки зрения мне важно, чтобы все было органично. Нужны лица, эпоха, типажи».

+2

Впрочем, многих из задействованных в военном экшене актеров ты наверняка помнишь. Сергей Пускепалис играл в «Битве за Севастополь», «Ледоколе», «Метро». Максим Битюков исполнил роль Андрея Казакова в фильме «Калашников». Сергей Гилев отметился в «Чиках» и «Пищеблоке», Александр Метелкин — в «Перевале Дятлова», Гела Месхи — в «Топях» и «Собиборе», Николай Козак — в картине «Сибирь. Монамур». А вот для Леонелы Мантуровой роль эстонской учительницы Эммы оказалась дебютной. Готовясь к своему первому проекту, актриса более полугода учила эстонский и оттачивала произношение на съемочной площадке под контролем преподавателя. Каст других «девушек острова Сааремаа» вышел аутентичным: их сыграли актрисы из Эстонии, студентки российских театральных вузов. Народные эстонские песни, речь — здесь все настоящее.

Константин Буслов подчеркивает, что перед командой не стояла задача снять документальный фильм. Поскольку кино о команде летчиков художественное, некоторые факты и подробности были изменены с точки зрения хронологической последовательности для целостности восприятия. Вся фабула реальных событий оставлена неизмененной. А что получилось в результате, увидим в кино с 28 апреля.

Фото: SvetaMalikova

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения