В 2023 году искусственный интеллект продемонстрировал свои впечатляющие возможности в области анализа произведений искусства. С помощью сложной нейронной сети ИИ распознал на картине Рафаэля знаменитой «Мадонны делла Роза» (или же «Мадонны с розой») необычную деталь: лицо, традиционно приписываемое великому мастеру, на самом деле оказалось не его творением.
Речь идет об изображении святого Иосифа, расположенном в левом верхнем углу картины. Этот шедевр долгие годы вызывал споры среди ученых и экспертов о его подлинности. Хотя для точного определения происхождения картины обычно требуются разнообразные методы исследования, новый ИИ-алгоритм предложил свежий взгляд.
Он подтвердил мнение исследователей, которые предполагают, что некоторые штрихи на полотне принадлежат другому художнику, а не самому Рафаэлю. Такой подход открывает новую эру в изучении истории искусства, позволяя находить скрытые детали, незаметные для человеческого глаза.
Исследователи из Великобритании и США создали уникальный алгоритм анализа, основанный на изучении работ Рафаэля. И пока мы все думаем, что распознать шедевр — задача для глаз человека, ИИ решил показать, что он видит детали, которые ускользают даже от глаз опытных специалистов.
«Используя глубокий анализ всех признаков, мы научили компьютер распознавать стиль художника с высокой точностью — от мазков кисти до цветовой палитры, теней и даже, вероятно, невидимых глазу нюансов», — говорит Хассан Угайл из Брэдфордского университета. «Этот компьютер видит в миллионы раз глубже, чем человеческий глаз, — даже до микроскопического уровня».
Машинное обучение обычно требует большого массива данных, чтобы научиться чему-то, однако в этом случае команда адаптировала архитектуру ResNet-50 (ее также именуют «сверхточной нейронной сетью»), разработанную компанией Microsoft, в сочетании с методом опорных векторов — традиционным подходом машинного обучения.
Ранее выяснилось, что данный алгоритм достигает 98% точности при распознавании произведений Рафаэля. Обычно он обучается на целых картинах, но в данном проекте его настраивали на распознавание отдельных лиц внутри произведений.
Мадонна, Младенец и святой Иоанн изображены так, словно созданы рукой самого Рафаэля, но изображение лица у святого Иосифа вызывает вопросы и сомнения. Ученые отмечают, что в предыдущих дискуссиях о подлинности произведения лицо святого Иосифа выглядело менее мастерски исполненным по сравнению с другими персонажами, изображенными на картине.
«Когда мы проанализировали картину „Мадонна делла Роза“ целиком, результаты оказались неоднозначными, — отметил Угайль. — Поэтому мы изучили ее отдельные фрагменты и выяснили, что, хотя большая часть полотна, без сомнений, принадлежит Рафаэлю, лицо святого Иосифа, скорее всего, создано не им».
Возможно, автором четвертого персонажа стал Джулио Романо — один из учеников великого мастера, хотя подтвердить это точно пока нельзя. Этот случай — еще один пример того, как современные технологии, в частности искусственный интеллект, помогают раскрывать тайны классической живописи. По мнению экспертов, «Мадонна делла Роза» была написана на холсте между 1518 и 1520 годом. Интересно, что лишь к середине XIX века искусствоведы впервые усомнились, что все работы, приписываемые Рафаэлю, действительно созданы им лично.
Теперь эти подозрения почти полностью подтвердились, хотя команда исследователей подчеркивает, что искусственный интеллект не заменит экспертов, он лишь станет им полезным помощником.
«Это не тот случай, когда ИИ отнимает у людей работу, — отметил Угайль. — Обычно подтверждение подлинности произведения искусства требует анализа множества факторов: его происхождения, используемых пигментов, состояния и многого другого».
По его словам, подобное программное обеспечение может стать важным инструментом, облегчающим этот сложный процесс.