Новый странный хоррор (new weird horror)
Этот поджанр появился на стыке литературы направления new weird (Джефф Вандермеер, Чайна Мьевиль) и авторских ужастиков. Он отличается смешением жанровых клише, акцентом на абсурдное, странное и непознаваемое и часто использует элементы сюрреализма, боди-хоррора и артхауса.
Если классический хоррор строится вокруг понятных страхов (призраки, маньяки, демоны), то new weird horror стремится вызвать чувство когнитивного диссонанса и тревоги из-за того, что привычный мир работает по чуждым правилам, логика рушится, а зрителя бросают в пространство, где знакомые формы становятся чужими.
Примеры фильмов:
«Цвет из иных миров» (Color Out of Space, 2019, Ричард Стэнли) — лавкрафтианская история с кислотной эстетикой$
«Ведьма» (The Witch, 2015, Роберт Эггерс) — не столько ужастик, сколько этнографический кошмар$
«Маяк» (The Lighthouse, 2019, Роберт Эггерс) — клаустрофобный морской кошмар;
«Ломка» (Resolution, 2012, Джастин Бенсон, Аарон Мурхед) — прекрасный пример с головокружительным метанарративом о повествовании и реальности.
Фолк-хоррор (folk horror)
В его основе лежит столкновение человека с древними верованиями, языческими культами, обрядами и традициями. Главный источник страха здесь — не монстры или маньяки, а народные мифы, суеверия и коллективные ритуалы, которые оказываются чересчур опасными.
Примеры фильмов:
«Охотник на ведьм» (Witchfinder General, 1968, Майкл Ривз) — о фанатичной охоте на ведьм в Англии XVII века;
«Кровь когтя Сатаны» (The Blood on Satan’s Claw, 1971, Пирс Хэггард) — сельская Англия, одержимость демоническими силами;
«Плетеный человек» (The Wicker Man, 1973, Робин Харди) — культовый фильм о языческом сообществе на острове;
«Солнцестояние» (Midsommar, 2019, Ари Астер) — шведский культ и его кровавые ритуалы.
Еще больше подобных фильмов ищите здесь: Лучшие и страшные фолк-хорроры последних лет.
Эко-хоррор (eco-horror)
Тут источником страха становzтся природа или последствия разрушительного вмешательства человека в окружающую среду. В таких фильмах ужасы из-за экологической катастрофы, будь то мутировавшие животные, стихия или отравленная природа.
Жанр особенно активно развивался в 1970-х, когда тема экологии впервые встала в массовой культуре, но с XXI века снова набрал популярность из-за глобальной повестки: изменения климата, загрязнение, пандемии.
Примеры фильмов:
«Птицы» (Birds, 1963, Альфред Хичкок) — классика: природа восстает против человека;
«Челюсти» (Jaws, 1975, Стивен Спилберг) — культовый хоррор про акулу-убийцу;
«Явление» (The Happening, 2008, М. Найт Шьямалан) — растения выделяют токсин, заставляющий людей уходить из жизни;
«Аннигиляция» (Annihilation, 2018, Алекс Гарленд) — природа мутирует в «зоне», угрожая человечеству.
Джалло (Giallo)
Итальянский поджанр хоррора и триллера, сформировавшийся в 1960–1970-х. Название происходит от итальянского слова giallo — «желтый». Так в Италии называли дешевые детективные романы в мягкой обложке с характерным желтым дизайном, которые массово издавались с 1920-х. В кино этот термин закрепился за мрачными стилизованными фильмами с элементами детектива, ужаса и эротики.
Примеры фильмов:
«Шесть женщин для убийцы» (Blood and Black Lace, 1964, Марио Бава) — один из первых канонических образцов;
«Птица с хрустальным оперением» (The Bird with the Crystal Plumage, 1970, Дарио Ардженто) — фактически задал стандарт жанра;
«Суспирия» (Suspiria, 1977, Дарио Ардженто) — больше тяготеет к мистическому хоррору, но сохраняет корни giallo.
Глухоманский хоррор (backwoods horror)
Здесь главной ареной действия становится глушь: леса, горы, деревни или заброшенные сельские территории. В центре сюжета — городские жители или путешественники, оказавшиеся отрезанными от цивилизации и столкнувшиеся с враждебной природой, изоляцией или агрессивными местными жителями.
Примеры фильмов:
«Избавление» (Deliverance, 1972, Джон Бурмен) — культовый триллер о жителях города, угодивших в кошмар на реке;
«Последний дом слева» (The Last House on the Left, 1972, Уэс Крэйвен) — смесь эксплуатационного и сельского хоррора;
«Поворот не туда» (Wrong Turn, 2003) и последующие части — пример современного backwoods horror о мутантах-каннибалах;
«У холмов есть глаза» (The Hills Have Eyes, 1977, Уэс Крэйвен) — семья сталкивается с мутировавшими дикарями в пустынной глуши;
«Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Тоуб Хупер) — классика, где семья каннибалов живет в отрезанном доме на окраине;
«Райское озеро» (Eden Lake, 2008, Джеймс Уоткинс) — британский вариант: молодая пара сталкивается с жестокой группой местных подростков.
Фобический хоррор (phobia horror)
Поджанр, который строится вокруг конкретных фобий и использует их как основу для сюжета, визуального стиля и эмоционального воздействия. Главная цель таких картин — погрузить зрителя в состояние паники, знакомое людям, страдающим от той или иной фобии: клаустрофобии, арахнофобии, агорафобии, трипофобии и др.
В отличие от «общего» хоррора, где страх может быть абстрактным (монстры, демоны, серийные убийцы), здесь акцент делается на узконаправленном, прикладном страхе, который понятен каждому зрителю на уровне базового инстинкта.
Примеры фильмов:
«Боязнь пауков» (Arachnophobia, 1990, Фрэнк Маршалл) — классический пример, где страх пауков доводится до предела;
«Спуск» (The Descent, 2005, Нил Маршалл) — идеальный хоррор для тех, кто боится темноты и замкнутых пространств (или женских коллективов);
«Куб» (Cube, 1997, Винченцо Натали) — сочетание клаустрофобии и паранойи;
«Открытое море» (Open Water, 2003, Крис Кентис) — фильм о страхе утонуть и быть съеденным акулой;
«1408» (1408, 2007, Микаэль Хофстрем) — играет с агорафобией и клаустрофобией одновременно;
«Оно» (It, 2017, Андрес Мускетти) — фильм напрямую использует фобии героев (клоуны, темнота, замкнутые пространства и пр.);
«Сфера страха» (Phobia, 1980, Джон Хьюстон) — ранний пример, где персонажи сталкиваются с персональными фобиями.
Каннибальский хоррор (cannibal horror)
Как несложно догадаться, тут в центре стоят каннибалы — реальные или вымышленные группы людей, практикующие поедание себе подобных. Такие фильмы приобрели наибольшую популярность в 1970–1980-е годы, главным образом в Италии, и вызвали огромные споры из-за своей жестокости, шокирующего визуального ряда и проблематики колониализма.
Примеры фильмов:
«Ад каннибалов» (Cannibal Holocaust, 1980, Руджеро Деодато) — самый скандальный фильм жанра, запрещавшийся во многих странах. Сочетает хоррор с псевдодокументальным стилем, критикует эксплуатацию и СМИ;
«The Man from Deep River» (1972, Умберто Ленци) — считается одним из первых каннибальских фильмов;
«Сырое» (Grave, 2016, Жюлия Дюкорно) — современное прочтение: драма о девушке, которая сталкивается с влечением к каннибализму;
«Зеленый ад» (The Green Inferno, 2013, Элай Рот) — прямой оммаж итальянским фильмам 70–80-х;
«Людоед» (Ravenous, 1999, Антония Берд) — хоррор о каннибализме в заснеженной Америке XIX века;
«Мы такие, какие есть» (We Are What We Are, 2013, Джим Микл) — история современной семье каннибалов.
И еще! Лучшие хорроры за последние 5 лет, основанные на реальных событиях.
Японский хоррор (J-horror)
Поджанр, оформившийся в 1990–2000-е и ставший мировым культурным феноменом. Его главные особенности — тяжелая психологическая атмосфера, мистицизм, затяжной страх и опора на японский фольклор. В отличие от западного слешера, J-horror редко показывает кровь и насилие прямо, он работает через напряжение, тишину и ощущение неизбежности.
Примеры фильмов:
«Звонок» (Ringu, 1998, Хидео Наката) — легендарный хоррор о проклятой видеокассете;
«Проклятие» (Ju-on, 2000, Такаши Симидзу) — история о доме, в котором живет неумирающее зло;
«Темные воды» (Dark Water, 2001, Хидэо Наката) — сочетает социальную драму и мистический хоррор;
«Кинопроба» (Audition, 1999, Такаси Миике) — психологический хоррор с шокирующим финалом;
«Пульс» (Pulse, 2001, Киеси Куросава) — хоррор о призраках Интернета.
Корейский хоррор (k-horror)
Южнокорейский хоррор заявил о себе в конце 1990-х и 2000-х. Он отличается сочетанием сильной драмы, социальной критики и мистических элементов. В отличие от японского аналога, корейский хоррор часто более динамичный, эмоционально насыщенный и жестокий, но при этом сохраняет глубокий психологизм.
Примеры фильмов:
«История двух сестер» (A Tale of Two Sisters, 2003, Ким Джи-вун) — психологический хоррор-драма о семье и призраках;
«Шепот стен» (Whispering Corridors, 1998, Пак Ки-хен) — хоррор о призраках в школе, с социальной критикой;
«Вопль» (The Wailing, 2016, На Хон-джин) — мистический хоррор о деревне, пораженной злом;
«Жажда» (Thirst, 2009, Пак Чхан-ук) — вампирский хоррор-драма.
Космохоррор (cosmic horror)
Поджанр, основанный на идеях Говарда Филлипса Лавкрафта и близких ему авторов. Его главная особенность — акцент не на монстрах в привычном понимании, а на чувстве ничтожности человека перед необъятной и равнодушной вселенной. В центре — столкновение с непостижимым, с тем, что выходит за рамки человеческого понимания.
Примеры фильмов:
«Мгла» (The Mist, 2007, Фрэнк Дарабонт) — лавкрафтианская история о вторжении существ из иного измерения;
«Нечто» (The Thing, 1982, Джон Карпентер) — чуждая форма жизни, которую невозможно постичь;
«Сквозь горизонт» (Event Horizon, 1997, Фрэнк Дарабонт) — космический хоррор о путешествии в ад через другую вселенную;
«Зов Ктулху» (The Call of Cthulhu, 2005, стилизация под немое кино) — прямая экранизация Лавкрафта.
Экстремальное кино (extreme cinema)
Это направление фильмов сознательно шокирует зрителя, используя предельные формы насилия, секса, извращений и табуированных тем. Здесь акцент делается не столько на страшном в привычном понимании, сколько на физическом и психологическом шоке. Часть фильмов этого направления относится к хоррору, но многие пересекаются с артхаусом, эксплуатационным кино или радикальной драмой.
Примеры фильмов:
«Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975, Пьер Паоло Пазолини) — политическая аллегория через сцены пыток и унижений;
«Люди под солнцем (Men Behind the Sun, 1988, Моу Тун-Фэй) — китайский фильм о японском отряде 731 и военных экспериментах;
«Необратимость» (Irreversible, 2002, Гаспар Ноэ) — драма с одной из самых тяжелых сцен насилия в кино;
«Мученицы» (Martyrs, 2008, Паскаль Ложье) — французский новый экстремизм, смесь боли, религии и мистики;
«Сербский фильм» (A Serbian Film, 2010, Срджан Спасоевич) — один из самых скандальных фильмов XXI века, метафора на политическую и культурную травму Сербии;
«Антихрист» (Antichrist, 2009, Ларс фон Триер) — артхаус, соединяющий эстетику и экстремальное насилие.
Боди-хоррор (body-horror)
Поджанр, в котором главным источником страха становится трансформация, разрушение или чуждое вмешательство в человеческое тело. Здесь акцент делается не на внешней угрозе (монстр, убийца), а на самом теле, которое становится полем ужаса, через мутации, болезни, паразитов, операции или потерю контроля над собственной плотью.
«Муха» (The Fly, 1986, Дэвид Кроненберг) — ученый постепенно превращается в насекомое;
«Восставший из ада» (Hellraiser, 1987, Клайв Баркер) — садомазохистская эстетика боли и плоти;
«Одно целое» (Together, 2025, Майкл Шенкс) — хоррор о супружеской паре, чей брак рушится во время поездки в уединенный дом;
«Субстанция» (The Substance, 2024, Корали Фаржа) — голливудская актриса в кризисе пробует революционный препарат, обещающий вернуть молодость.