Блог Марии Микулиной об истории.
Мария Микулина, 21.02.2014

Твой страшный исторический сон

title

Сначала я не обратила внимания: ну Марлен, ну Дитрих, ну с кем не бывает. Но минут через пять я осознала всю серьезность ситуации. И все, я пропала. Дело в том, что телеканал «Культура», свято следуя зову просвещения, послушно транслирует старые черно-белые фильмы (которые смотрят единицы) и цветной норвежский арт-хаус (который никто не смотрит). И вот вчера, когда дело шло к полуночи, «Культура» выпустила в эфир картину The Scarlet Empress 1934 года.

На русский язык название фильма переводят и так, и эдак; то императрица у прокатчиков кровавая, а то и вовсе распутная. Режиссер Джозеф фон Штернберг знакомит нас с жизнью императрицы Екатерины – от момента ее приезда в Россию до того, как она прибирает эту же Россию к белокожим ручкам. Да простит меня наш редакционный киновед Олег Бочаров, но я продолжу свой любительский рассказ про фильм. Сначала с точки зрения зрителя, затем историка.

Я бы охарактеризовала фильм как психоделический псевдоисторический нуар (Олег, прости!). С каждым кадром «Императрица» засасывает как болото из патоки: вроде дикость, а оторваться невозможно. Горгульи. Горгульи со всех сторон, из всех щелей. Трупы неведомых гигантских животных (Коровы? Медведи? Ламы?) на столах – символ имперского пресыщения. Межкадровые титры сообщают нам, что венчание Кати и Пети состоялось по обряду «могущественной тогда православной церкви». Тут мы узнаем, что, в понимании Голливуда 1930-х, плотность скелетов в православной церкви была выше, чем в кабинете биологии биологической спецшколы. А иконы двигались, подобно часам с кукушкой. Кстати, про часы. На них камера остановилась отдельно: вместо кукушки мы видим помещика, бьющего крестьянина молотом по голове.

Твой страшный исторический сонТвой страшный исторический сон

Теперь от эстетического к историческому. Петром III, истово сверлящим дырки в стенах и бегающим по залам с солдатиками, историка не удивишь. Больше мне понравилась романтическая линия с Алексеем Разумовским. Здесь он хорош как никогда при жизни. Статный казак с длинными кудрями и раскидистыми усами регулярно мелькает в кадре. Причем исключительно для того, чтобы утащить всю такую удивленную Дитрих в стог. (Oh those Russians! Их блинами не корми, дай заняться сексом в стоге сена). Два молодых и горячих любовника. И это при том, что Разумовский был связан узами — романтическими или брачными — с императрицей Елизаветой Петровной. Которая в данной кино-картине любовникам в старые сварливые тетушки годится.

Лучше бы растаскали на кадры историю Григория Потемкина, спавшего не только с Екатериной, но и с собственными племянницами. Инцест в этот шедевр вписался бы гармонично. А если честно, The Scarlet Empress — лучшее историческое кино из виденных мною недавно. Нет, оно не заставляет задуматься, — оно гипнотизирует. Именно из-за таких фильмов люди и становятся историками. (Или биологами, или горгулистами). Так что, Читатель, если будет нуаровое настроение, обязательно посмотри.

Июльский номер
Июльский номер

Мария Кравченко из Comedy Woman ждет тебя на обложке июльского MAXIM!

Рекомендуем