Обеликс в Мордоре
Я уже упоминал, что во дни раздумий я листаю работы профессора Толкина. Как известно, Мордор, т.е. «Черная Земля», именуется в них Мордором в честь Мордовии – восточной земли с деспотическим правлением и враждебной западному миру политикой. До сих пор не утихли споры, назван ли Саранск в честь Саурона или наоборот, но по степени комфорта жизни и соблюдения прав человека Мордор и Мордовия идентичны. При жизни Толкина в Мордовии была большая концентрация лагерей системы ГУЛАГ, а сейчас там просто много зон строгого режима.
Поэтому весьма символичным, художественно обоснованным явилось неожиданное для многих переселение Жерара Депардье в самое пекло гребаного Мордора. Саурон и его предшественник Моргот научились «изменять» людей и даже эльфов, превращать их в прислужников тьмы – ценой, как говорится, чудовищной моральной деградации. Саурон вселяет в души алчность и жажду власти (призрачной, как у короля назгулов). С алчностью у господина Депардье, как мы знаем все в порядке, хотя сумму его гонорара за эту масштабную постановку я не берусь даже угадывать. А власть, которую он получает – пост министра культуры Мордовии – тоже сомнительное достижение, так что все сходится.
В общем, все шло по тексту, вся Европа с увлечением следила за спектаклем. Жерар катался по России в косоворотке с осоловелым взглядом, практически сливаясь с пейзажем. Он уже успел сообщить миру, что Россия – великая демократия, а Путин – воплощение рыцарского идеала, что вполне соответствует придворной этике средневековья. Но на минувшей неделе Депардье выдал 2 безмерно пошлые реплики, от которых ощущение сказочности сразу улетучилось: «попробывали бы они в мичети так поскакать» и «у оппозиции нет программы». Эффектнейший современный эпос в одночасье превратился в предсказуемый и скучный акт – вроде визита деда Мороза.
Я как зритель страшно разочарован тем, что главный герой в кульминации пьесы произносит тот же нехитрый текст, что второстепенные герои талдычили год назад. Сценаристам лень было сочинять оригинальный материал, и ему подсунули реплики Ваенги. С другой стороны, это совершенно в традициях русского кинобизнеса: потратить на проект огромные средства и властные ресурсы и провалиться с бездарно написанным сценарием. Я ожидал, что Депардье, подобно Горькому, найдет новые мотивы для славословия тирана, воспоет прелести командно-административной системы и, посетив колонию, где томятся Pussy Riot на подведомственной ему мордовской территории, расскажет миру о духовном преображении мятежного человека в богоспасаемом российском остроге…
А тут – «мичети» и, кажется, уже занавес. Скучно на этом свете, господа!