Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Первый советский хетчбэк: история «Иж-Комби»

За десять лет до «восьмерки».

4

Многие привыкли считать первым советским хетчбэком вазовскую «восьмерку», которая появилась на рынке в начале 1980-х. Это явная несправедливость по отношению к «Иж-Комби», который наглядно продемонстрировал практические удобства этого типа кузова аж на 10 лет раньше.

Первый советский хетчбэк: история «Иж-Комби»

Автомобили в Ижевске начали собирать только в 60-х годах прошлого века. До этого город был больше известен своими традициями выпуска стрелкового оружия и мотоциклов. По сути, Ижевский автомобильный завод выполнял функции филиала АЗЛК. Здесь делали «Москвичи» сначала 408-й, а потом 412-й модели. Со временем, однако, «ИЖ» стал претендовать на большее.

Опытный вариант «Комби» с круглыми фарами. Вариант, который пошел в серию нам нравится больше
Опытный вариант «Комби» с круглыми фарами. Вариант, который пошел в серию, нам нравится больше

Инженеры и конструкторы фирмы разрабатывали даже собственный внедорожник, но затея в итоге закончилась ничем. Зато проект семейного автомобиля, известный под маркой «Иж-Комби», вполне удался. «Комби» (официальное обозначение модели Иж-2125) разрабатывали на базе «Москвича-412». Можно, конечно, сказать, что к московскому седанчику просто приделали новую заднюю часть с пятой дверью. Но в действительности уровень доработок был довольно серьезным.

Удобство широко распахивающейся пятой двери невозможно переоценить при перевозки мебельных гарнитуров
Удобство широко распахивающейся пятой двери невозможно переоценить при перевозке мебели

«Комби» получил усиленную силовую структуру кузова, более выносливую заднюю подвеску и трансформируемый задний ряд сидений. От обычного 412-го «Комби» заметно отличался и в плане дизайна. Спереди машина мгновенно идентифицировалась по стильной хромированной решетке радиатора с утопленными фарами производства ГДР, обрамленной поворотниками и габаритами.

Много хрома и зеркала в японском стиле — для 70-х «Комби» был хипстером
Много хрома и зеркала в японском стиле — для 70-х «Комби» был хипстером

Для «Комби» предлагался только один мотор — 1,5-литровая бензиновая «четверка» мощностью 75 л.с. По нынешним временам динамику ижевского хетчбэка можно назвать чахоточной — 19 секунд с места до 100 км/ч, но в реалиях 70-х это было лишь чуть медленнее новомодных «Жигулей». Ну а по уровню удобства багажника у «Комби» и вовсе почти не было равных среди советских машин.

Этому «Комби» посчастливилось стать миллионным автомобилем выпущенным в Ижевске. Вау!
Этому «Комби» посчастливилось стать миллионным автомобилем, выпущенным в Ижевске

Впрочем, большим хитом ИЖ-2125 все же не стал. Производственные мощности завода в Ижевске были ограничены, поэтому, несмотря на долгую конвейерную жизнь (выпуск модели, представь себе, завершили только в 1997-м!), общий тираж лишь ненамного превысил 400 экземпляров. Зато каждый владелец «Комби» знал, что в случае необходимости увезет с дачи вдвое больше мешков картошки, чем напыщенные владельцы вазовских седанов.

Кстати, читай: 10 «Жигулей», среди которых нет ни одних «Жигулей»

Начиная с 1982-го в серию пошла рестайловая версия «Комби». Более современная в техническом плане (утопленные ручки дверей, дисковые тормоза), она здорово проигрывала оригиналу в элегантности. Машина лишилась почти всего хрома, а стильные фары производства
Начиная с 1982-го в серию пошла рестайловая версия «Комби». Более современная в техническом плане (утопленные ручки дверей, дисковые тормоза), она здорово проигрывала оригиналу в элегантности. Машина лишилась почти всего хрома, а стильные фары производства ГДР поменяла на банальные кругляши…
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения