«Формула-1» — один из самых опасных видов спорта. Это и огромная перегрузка, и шансы влететь друг на друга на скорости, и сама скорость. На прямых участках в зоне DRS (когда заднее антикрыло болидов поднято — это позволяет достичь большей скорости за счет отсутствия борьбы машины с потоком воздуха) и слипстрима (когда машина впереди закрывает тебя от потока воздуха) авто может разогнаться до 300 км/ч.

Но пилоты каждый месяц гоняют по часу в борьбе за звание сильнейшего в мире. И не боятся, потому что в «Формуле-1» сильная система защиты.

Как пилотов защищают от серьезных аварий в «Формуле-1»?

Для начала немного ужаса…

Самые жесткие аварии за последние 10 лет

  1. Достаточно жесткая случилось совсем недавно: в 2020 году Ромен Грожан, бывший пилот «Хааса» (за него позже выступал Никита Мазепин), влетел в заграждение на скорости в 221 км/ч. Случилось это после столкновения с российским пилотом Даниилом Квятом.
    Болид Грожана загорелся, но пилот выбрался из него. Правда, пострадал: сильно обжег руки, после чего восстанавливался некоторое время.

  2. Случай из 2019-го, тогда в Бельгии проходила гонка «Формулы-2». Случилась авария с участием нескольких автомобилей, в ходе которой произошло жесткое столкновение Хуана-Мануэля Корреа и Антуана Юбера. Если кратко, то после первого инцидента автомобиль Юбера вынесло на середину трассы, он остановился, а дальше в него влетел болид Корреа на скорости почти 300 км/ч.

    Корреа в той аварии раздробил ноги, впал в кому, перенес 25 операций, прошел длительное восстановление и только в феврале 2021 года вернулся в болид. Юбер же от полученных травм скончался на месте.

  3. Возвращаемся в «Формулу-1». Сюжет из прошлого сезона, который усилил динамику в гонке за титул. За звание чемпиона мира с самого начала жестко боролись два пилота — Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон. По сути, у них было два столкновения — в Сильверстоуне и Монце. Второе было крайне жестким.

    На одном из поворотов машина Ферстаппена наехала на заднее колесо болида Льюиса, ее подбросило, фактически Ферстаппен почти задел колесом голову соперника. Но обошлось, никто не пострадал.

  4. Снова «Формула-1». 2014 год. Эвакуатор убирал автомобиль Адриана Сутиля. В это время пилот Жюль Бьянки не справился с управлением, влетел в эвакуатор и ударился головой. В июле 2015-го он умер в госпитале Ниццы.

Как «Формула-1» защищает своих пилотов

За 72 года существования «Формула-1» много раз меняла технику безопасности. Это касалось:

  • конфигураций трасс. Дирекция «Ф-1» меняла их, либо вообще убирала из календарей. Так было в 1976 году с Нюрбургрингом, когда попал в аварию великий Ники Лауда. Напомним, Лауда плохо вошел в поворот, попал в аварию, после чего машина загорелась. Он получил ожоги головы и надышался продуктами горения различных веществ;

  • самих правил. Например, движения под машинами безопасности;

  • амуниции пилота и болидов.

Последний пункт, возможно, основополагающий в этом списке. Прежде чем новые стандарты по созданию автомобилей будут введены среди команд, их протестирует ФИА (Международная автомобильная федерация). Автомобиль должен пройти 18 краш-тестов. И если в каждом пилот (точнее, манекен, выполняющий функцию пилота) не пострадает, то правила по разработке автомобилей подхватывают главные команды.

Как пилотов защищают от серьезных аварий в «Формуле-1»?

Прямо сейчас конструкция болидов изменилась настолько, что позволяет беспрепятственно маневрировать на самых сложных поворотах и на большой скорости уходить от проблемных ситуаций на трассах (будь это полноценные аварии или осколки). Бывший директор «Формулы-1» Майкл Маси говорил: «Если бы не габариты, то, думаю, на болидах можно было бы ездить в повседневной жизни. У них невероятно приятное управление, оно очень чувствительное и удобное». 

С 1981 года «Ф-1» обеспечивает машины специальной «ячейкой выживания». Это скелет-конструкция, вокруг которой лепится основная металлическая обшивка. Корпус изготовлен из 6-миллиметрового прочного композитного углеродного волокна со слоем кевлара. Это позволяет конструкции быть устойчивой к разломам и поглощать как можно больше энергии во время аварии.

Как пилотов защищают от серьезных аварий в «Формуле-1»?

Для обеспечения безопасности шейного отдела «Формула» ввела специальный подголовник, который позволяет выдерживать огромные перегрузки (6G). К тому же есть специальное устройство, дающее шее совершать строго определенные движения — это тоже нужно, чтобы уберечь гонщика от серьезных аварий. Чтобы ничего не прилетало сверху, на каждом автомобиле установлен специальный нимб. Такая конструкция, например, защитила Хэмилтона в столкновении с Ферстаппеном: она не дала колесу болида голландца коснуться шлема семикратного чемпиона мира.

Дополнительная степень защиты — огнеупорный костюм. Он работает следующим образом: внешний слой поглощает тепло от горящего автомобиля на 80%, не перегревается и не загорается. Это, например, спасло Романа Грожана. Он рассказывал:

«В тот момент я боялся загореться. Я бы не спасся. Повезло, что костюмы не горят. Точнее, горят, но нужно много огня и времени, чтобы это случилось. Считайте, что мне повезло. Я реально счастливчик».

Как пилотов защищают от серьезных аварий в «Формуле-1»?

Что говорит о безопасности действующий чемпион мира

Макс Ферстаппен из «Ред Булла» прервал чемпионскую гегемонию Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса». В ноябре Ферстаппену задали вопрос, что он думает о безопасности в «Формуле-1». Ответ получился обнадеживающим:

«Я уверен, что сейчас „Формула-1“ — одна из самых безопасных категорий автоспорта. Спортсмены ездят на скорости 300 км/ч, но они в безопасности. Благодаря всем мерам организаторов мы можем выполнять свою работу без страха. Сейчас существует масса мер, которые спасают гонщиков от серьезных травм даже в больших авариях».

Фото: социальные сети