Мы как-то привыкли, что все самое большое, созданное доблестными руками россиян, часто оказывалось не очень работоспособным. Царь-пушка, например, никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а бомбардировщик К-7, который вполне можно было бы назвать царь-самолетом, совершил всего несколько вылетов и разбился.

Фото №1 - Царь-бульдозер: краткая история Т-800

На этом фоне достижения бульдозера Т-800 (нет, Терминатор здесь ни при чем) выглядят более чем солидно. Эта махина, созданная Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ), при весе в 100 тонн в свое время считалась самым большим и тяжелым бульдозером в мире.

Т-800 был таким большим, что для транспортировки на большие расстояния приходилось даже использовать другого великана — грузовой самолет АН-225 «Мрия»
Т-800 был таким большим, что для транспортировки на большие расстояния приходилось даже использовать другого великана — грузовой самолет АН-225 «Мрия»

Более того, Т-800 был полностью работоспособен! Десять этих гусеничных великанов, построенных в 80-х годах прошлого века, трудились на стройке Южно-Уральской атомной электростанции и на алмазных приисках в Якутии.

На работу своим ходом. Кстати, обратите внимание, что демонтированная кабина «восьмисотого» едет отдельно — в кузове, следующего за бульдозером грузовика
На работу своим ходом. Кстати, обратите внимание, что демонтированная кабина «восьмисотого» едет отдельно — в кузове следующего за бульдозером грузовика

На редком фото советской эпохи можно наблюдать удивительную картину: 800-сильный ЧТЗ-800 едет, а вернее, ползет к месту эксплуатации… своим ходом. Можно предположить, что при максимальной скорости 14 км/ч дорога отняла немало времени.

Кстати, рекордное достижение ЧТЗ через несколько лет превзойдет итальянский бульдозер итальянской фирмы Umberto Acco. Вес этого гиганта — 183 т, а мощность — 1350 л.с. 

Бульдозер Umberto Acco, отобравший у Т-800 звание самого-самого в мире…
Бульдозер Umberto Acco, отобравший у Т-800 звание самого-самого в мире