Ньюсмейкером по поводу сборки иранских машин в Москве выступил руководитель российского центра «Иранцы за рубежом» Мирзаи Гази Аббас Мослем. Представитель диаспоры упомянул о переговорах и предварительных договоренностях, но на самом «Москвиче» эту информацию мгновенно опровергли.

На первый взгляд, приход иранских моделей в Россию выглядит вполне вероятным. Правда, последняя попытка такого рода завершилась провалом. И это несмотря на то, что автомобиль Iran Khodro Samand собирали в Белоруссии с 2006 по 2013 год. Увы, спрос был минимальным и лавочку свернули.

В Иране, который России теперь вроде как созвучен (мы даже писали о том, как живет Иран под санкциями), автопром довольно развит. Хотя и в специфическом формате.

После введения очередного пакета санкций в 2010–2012 годах выпуск автомобилей в этой стране упал с 1 648 000 единиц в год до 743 600. Однако в последнее время он набирает обороты и почти вернулся к прежней отметке. Иранцы производят и легковые автомобили, и грузовики, и автобусы. Однако все это либо лицензионные модели, либо их производные. Казалось бы, изоляция должна способствовать самобытности, но нет.

Iran Khodro Paykan
Iran Khodro Paykan

Самый крупный автопроизводитель в Иране — Iran Khodro. Изначально это была частная компания, но сейчас в нее влито немало государственного капитала. Знаковая модель фирмы называлась Paykan. Это лицензионная копия британского Hillman Hunter, которую персы выпускали с 1967 по 2004 год. Рассказывают, что они и отказались-то от нее только под нажимом правительства.

Iran Khodro Samand
Iran Khodro Samand

Новым бестселлером Iran Khodro стал Samand — лицензионный Peugeot 405 со слегка измененной внешностью. Это была простая машина с крепкой подвеской и неприхотливым двигателем. К 2005 году она, по мировым стандартам, была уже устаревшей по ходовым качествам, но имела два ключевых преимущества. Во-первых, не доставляла особых хлопот даже на пробегах под 200 000 км. Во-вторых, стоила от 12 до 14 тысяч долларов. Благодаря этим факторам Samand был популярен и в самом Иране, и во многих азиатских странах.

 Iran Khodro Dena
Iran Khodro Dena

Видимо, поэтому производитель не стал тратить ресурсы на создание чего-то принципиально нового и еще раз перелицевал Samand, выпустив в 2011 году новинку под именем Dena. Делают ее до сих пор, даже собирались в 2018-м возобновить контракт на сборку с Белоруссией. Но не сложилось.

Вариантов двигателей три: 105 л.с., 115 л.с. и наддувный со 150 л.с. (это уже премиум-версия Dena+), причем рабочий объем одинаковый — 1,7 л. И коробка передач только механическая. Зато АБС есть, в отличие от наших антикризисных Lada Granta.

Салон Iran Khodro Dena: в основе французский ретро-дизайн, а поверх него почти ровно уложены богатые декоративные накладки
Салон Iran Khodro Dena: в основе французский ретродизайн, а поверх него почти ровно уложены богатые декоративные накладки
Легковой пикап Iran Khodro Arisun
Легковой пикап Iran Khodro Arisun

А еще у Iran Khodro есть для экспорта Tara — творчески переосмысленный Peugeot 301, бюджетный седан для стран третьего мира, и Runna — страшноватый родственник Peugeot 207. Но самая оригинальная модель — легковой пикап Arisun c передней частью от Peugeot 405, но с задним приводом и продольно расположенным мотором от старичка Paykan.

Saipa Tiba
Saipa Tiba

Еще одна крупная иранская автомобильная компания — Saipa. Как и Iran Khodro, она отчасти принадлежит государству и тоже делает лицензионные модели, в основном Citroën и Renault. Для экспорта у нее есть перелицованная версия Kia Pride, компактного автомобиля с 80-сильным двигателем. Называется — Saipa Tiba. На российский рынок ее поставлять не пытались, а вот на Украину, например, экспортировали. Тоже то еще сокровище, производят ее аж с 2009 года…

Возможно, ты уже понял, что даже «китайцы» по сравнению с иранскими машинами во всех смыслах выглядят на порядок современнее. Кажется, продавать у нас продукцию персидского автопрома было бы проблематично по любым ценам, а уж говорить про контракт с «Москвичом» вообще смешно.

Заводу поначалу должна помочь с заказами столичная мэрия: у нее есть рычаги влияния на каршеринговые компании, да и агрегаторам такси она способна придать желаемое направление. Это значит, что «Москвичу» нужна современная модель. И мэрия подчеркивает, что это должен быть электромобиль. У китайского Jac он есть — iEV7S. А у иранских производителей, увы, нет ничего подходящего. Лучше бы они договорились с ГАЗом о выпуске ретроавтомобиля Paykan. Интересно могло бы получиться.

Футболка с «Москвичом-408»

Что пишут в отзывах: Пока ретробренд не возродили, можно купить сыну или дочери футболку с изображением «408-го». А там, глядишь, к совершеннолетию ребенка и «Москвичи» начнут с конвейера сходить