Дутая сенсация

Дутая сенсация

Дирижабли возвращаются! В смысле – не то чтобы уже можно было задирать голову и высматривать их в небе. Но скоро. Очень скоро.

Слово «дирижабль» воскрешает в памяти что-то смутное и давнишнее – времен Первой мировой войны. На самом деле эти воздушные корабли, наполненные разными газами (а необязательно взрывоопасным водородом), использовались и в годы Второй мировой, и после нее. А сегодня интерес к ним разгорелся, и вовсе не шуточный. Воскрешение цеппелинов – не вопрос ностальгии: людей, способных пустить слезу умиления при виде дирижабля, возможно, и в живых-то не осталось. Мегамашины будущего призваны открыть новую веху в воздухоплавании и военном деле. При этом они будут иметь мало общего с «сосисками», бомбившими Лондон в 1915 году. И уж, конечно, теперь никто не планирует использовать их в качестве бомбардировщиков.

ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

У жестких дирижаблей есть ряд преимуществ перед самолетами. Первое и главное – запредельная грузоподъемность. На одной летающей платформе можно размещать радиолокационные станции или даже пусковые установки систем ПРО весом в сотни тон. К тому же дирижабли еще и дешевле и могут месяцами находиться в воздухе без посадки. Например, как подсчитали в США, месяц непрерывного полета беспилотного разведывательного дирижабля обойдется налогоплательщикам в 25 тысяч долларов, в то время как только один час воздушной разведки с помощью беспилотного аппарата Predator стоит примерно 5 тысяч долларов.

КУДА ИХ ПОШЛЮТ

Дутая сенсация

Современные дирижабли планируется запускать в стратосферу, на высоту 25–30 км. Потому что там, во-первых, дуют ветры весьма умеренной силы, порядка 10 км/ч, и можно не бояться, что даже самая громадная посудина пострадает от бурь и шквалов. Во-вторых, на такой высоте дирижабль не достанет большинство комплексов ПВО, да и радару засечь его будет трудно: аппарат почти прозрачен для радиоволн и не излучает тепла. В-третьих, в стратосфере возможности летающей платформы по дальности разведки уже соизмеримы с возможностями космического спутника, да и энергию она может получать так же – от солнечных батарей. Только, в отличие от спутника, дирижабль можно по мере надобности сажать для ремонта и модернизации оборудования.

КТО ИХ СТРОИТ

Самые футуристические проекты дирижаблей, как водится, разрабатывают в США. Американская армия заключила контракт с корпорацией Northrop Grumman в сумме 517 миллионов долларов на создание трех дирижаблей LEMV. LEMV предназначен для тактической разведки и сможет находиться в стратосфере до трех недель, патрулируя обширные районы и собирая данные о различных объектах, вплоть до отдельных людей (новинка в области мании преследования!). Еще он сможет ретранслировать сигналы для управления другими беспилотными аппаратами. Дирижабль высотой с семи­этажный дом будет нести до 1100 кг различного оборудования, включая мультиспектральные датчики. В воздухе LEMV будет держать наполненная гелием мягкая оболочка, а двигаться он будет посредством четырех экономичных дизельных двигателей, для которых на борту предусмотрено 13 т топлива.

И ВСЕ?

Конечно нет! Конкурентом Northrop Grumman в борьбе за военные заказы выступает другая американская компания – Lockheed Martin. Точнее, ее подразделение перспективных разработок Skunk Works – «Скунсовы дела». Кстати, такое название у секретного бюро появилось в 1960-е годы после одного курьезного случая. Тогда сотрудники поголовно увлекались комиксом про самогонщиков, публиковавшимся в местной газете: самогонщики варили свой суперсекретный самогон в глухой лесной чаще, в том числе и из скунсов. Сотрудников бюро за вечные газетные страницы на столах стали в фирме звать «скунсами». Они приняли прозвище с юмором и откликались на него охотно. Ну и допрыгались, ответив однажды на звонок сотруднику министерства фразой вроде: «Сканк воркс слушает». Во избежание скандала пришлось название узаконить.

Так вот, Skunk Works получило 400-миллионный контракт на разработку дирижабля ISIS (Integrated Sensor is Structure), предназначенного для замены хорошо известных самолетов воздушного наблюдения и целеуказания, тех самых АВАКСов: Boeing E-3 AWACS и E-8 JSTARS. 15-этажный беспилотный дирижабль длиной 131 м и весом 89 т сможет непрерывно находиться в воздухе до пяти лет, питаясь от размещенных на оболочке сверху солнечных батарей. Крейсерская скорость 140 км/ч позволит ему в течение десяти дней перелететь практически в любую точку на карте мира, оставаясь в безопасности от наземных комплексов ПВО на своей заоблачной высоте. Чем еще будет славен ISIS, кроме того, что при переключении раскладки его имя будет звучать как «ШЫШЫ»? Ну, его антенны площадью до 6000 кв. м позволят добиться запредельного разрешения и дальности обнаружения целей: крылатые ракеты ISIS увидит на расстоянии 600 км, а одиночного бойца или замаскированный автомобиль – на расстоянии 300 км.

И ЧТО, ХОТЬ ОДИН ГОТОВ?

Почти. Для создания таких стратосферных аппаратов пришлось решить ряд сложных задач – скажем, разработать материал для оболочки весом не более 100 г на 1 кв. м, способный сохранять герметичность и прочность при температурах до минус 90 на протяжении пяти лет. Нужны были также солнечные батареи с высокой отдачей энергии и аккумуляторы, способные запасать на темное время суток 400 Вт·ч на 1 кг.

Сегодня все необходимые технологии уже созданы, однако окончательно пригодность дирижаблей к военной службе покажет регулярная эксплуатация. Если на высоте им мало что может угрожать, то вот процесс взлета и посадки через турбулентные нижние слои атмосферы для гигантов может стать проблемой.

А МЫ-ТО КАК ЖЕ?

Разумеется, не только США работают над военным применением кораблей легче воздуха. Так, в России недавно был разработан дирижабль «Пересвет», предназначенный для подъема на высоту систем обнаружения крылатых ракет противника. Штука новая и необкатанная, поэтому о ней мало что известно.

Ведутся работы над дирижаблями и во многих других странах, причем не везде с военными целями. Например, в Японии Организация по развитию телекоммуникаций Японии и два научных института вместе с компанией Wireless Innovation Systems Group из Йокосаки разработали беспилотный стратосферный дирижабль для национальной телекоммуникационной системы и мониторинга атмосферы. Пока летает 47-метровый прототип, на котором испытания проходят оболочка и различное оборудование.

Швейцарский стратосферный дирижабль для интернет-коммуникации X-Station длиной 70 м будет днем обеспечиваться энергией от солнечных батарей, а ночью – от водородных элементов. Кроме Интернета эта штука с четырьмя пропеллерами будет заниматься метеонаблюдениями, и пока неизвестно, чем еще.

Дутая сенсация

Европейский союз работает над проектом Capanina, который на выходе тоже окажется огромным летающим Wi-Max-роутером и, кроме того, будет наблюдать за зонами бедствий и военных конфликтов.

Ну а в Израиле дирижабль SPA проектирует концерн Israel Aircraft Industries Ltd. Из стратосферы 190-метровый SPA должен будет обеспечивать наблюдение за участком Земли диаметром 1000 км. Для этого он возьмет на борт 1,8 т полезной нагрузки: датчики, средства радиоэлектронного слежения за целями, телекоммуникационную аппаратуру, а также телескопы с высоким разрешением.

И вот когда они все взлетят, тогда и посмотрим, стоило ли вообще воскрешать дирижабли. Пока идея кажется привлекательной.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик