Большая книга

На сайте bookmate.com проходит народное голосование премии “Большая книга” - крупнейшей в Росиии и СНГ литературной награды. В ожидании конца ноября, когда традиционно объявляют лауреатов, мы прочитали три самых заметных произведения из списка финалистов.

Сергей Носов “Франсуаза, или путь к леднику” (Астрель, 2012)

Большая книга

Новый роман Носова (нет, не того, который придумал “Незнайку”, а другого; но эта шутка современному Носову знакома и даже симпатична) оказался едва ли не лучшим русским текстом этого года с поправкой на надвигающийся сентябрь. Утверждение, конечно, спорное, да и к разбору завалов того, что обычно называют “современной русской литературой”, мы подходим не слишком ответственно. Однако заявляем.

Вот детский поэт Адмиралов, свернувшийся в кокон, неуклонно возвращающийся к примитивному, первобытному состоянию бытия человек. Он женат, имеет ребенка от прошлого брака и на первый взгляд вполне нормально функционирует: ходит на лечение пиявками, пишет стихи, свободно вступает в коммуникацию с окружающими индивидами. В то же время герой разыгрывает карту того самого гоголевского “маленького человека” (естественно, Носов же из Петербурга), а, точнее, “мельчающего на глазах” персонажа. Все его интенции, импульсы к действию комичны - их можно с легкостью приравнять к рефлексам какой-нибудь гусеницы. Жену он на самом деле давно уже не любит. Чего стоит только выстраданный подарок супруге на Новый год - небольшая сумма, заброшенная на счет мобильного телефона, который к тому же оказывается корпоративным. С повзрослевшим сыном у него тоже не складываются отношения, конфликт происходит на почве итальянского кино: Адмиралов-младший боготворит Пазолини и Антониони, тогда как отец находит их помпезными и скучными. В общем, сущий Вуди Аллен. От каждого нового абзаца ждешь неизменного гэга, а весь роман сначала воспринимается как ни к чему не обязывающая пародия.

Оживает Адмиралов только в минуты общения с любовницей, Франсуазой (откуда и название). Только она способна растормошить его внутренний мир, доставляя герою одну лишь боль. Только с ней поэт чувствует себя человеком. Франсуаза - его муза. Даром только, что межпозвоночная грыжа.

Именно так, настоящая грыжа. Роман Носова - это история болезни, хроника взаимоотношений человека с собственной патологией. Причем в двух временных пластах: скучная питерская жизнь хитроумно смонтирована в тексте с удивительным путешествием нашего героя-гусеницы в Индию, где тот намерен найти загадочного брахмана и исцелиться от своего недуга. И в этом монтаже заключено самое любопытное. Книга неожиданно разворачивается в своеобразную метафору человеческого мозга, с которым у героя явно непорядок; в иллюстрацию прямой связи физиологии с биографией. События, происходящие в Индии и Санкт-Петербурге вроде бы одновременно - это такая работа мозга, правого и левого полушарий, по олицетворению грыжи, превращению ее в «персону», приносящую носителю исключительно боль. И зря Адмиралов так хочет от этой боли избавиться, ведь она - это все, что, в сущности, от него осталось.

Мария Галина “Медведки” (Эксмо, 2011)

Большая книга

Вызывающий недоумение роман: наполовину фантастический (в сюжете задействованы такие хтонические персонажи, как Ахилл и Фетида), наполовину постмодернистский - с несколькими взаимопроникающими реальностями, хаотичный и не очень интересный.

Предприниматель с говорящей фамилией Сметанкин обращается к специалисту по вымыслу с не менее говорящей фамилией Блинкин с просьбой придумать для него биографию - несчастный вырос в детдоме и совсем не знает своих корней. Литературный агент берется за дело с неохотой, но просьбу выполняет: придумывает целое фамильное древо с кучей родственников, которые оказываются вполне реальными людьми. Богатый предприниматель решает немедленно созвать всех этих людей на встречу, дает специальную заметку в газету и организовывает банкет. Уговоры Блинкина (а именно он все же главный герой - к тому же, страшный параноик и социопат) никак не действуют на помешавшегося бедолагу, который всерьез уверовал в свою “биографию”. Вдруг, откуда не возьмись, на голову читателя сваливается еще и девочка-гот Рогнеда, начинающая сожительствовать с Блинкиным и уверяющая всех в том, что она приходится Сметанкину настоящей дочерью. Причем здесь Ахилл и Фетида? Даже не спрашивай.

Андрей Рубанов “Стыдные подвиги” (Астрель, 2012)

Большая книга

В данном случае вполне можно отделаться пятью предложениями. Автор служил в армии и нашел это занятие достойным “настоящего мужчины”. Сидел в тюрьме за крупные финансовые махинации и превратил этот опыт во впечатляющий литературный дебют (первый роман Рубанова называется «Сажайте и вырастет»). Наконец, считает, что женщина важнее любой, даже самой суперсрочной работы. Вот именно об этих вещах его новый сборник рассказов, художественная ценность которых варьируется от совершенно нулевой до попросту космической. Сложно сказать о Рубанове что-либо интеллектуальное, ведь он бьет совсем в другие места - мимо мозга, но зато очень больно и точно.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик