Станция Начальная

ХОУМ-Кино

Как снимать любительское видео так, чтобы его потом было интересно смотреть не только тебе.

В хорошее время ты живешь. Еще каких-то сорок лет назад людям, желавшим снять кино, приходилось выдавать себя за режиссеров. Сегодня благодаря удешевлению технологий операторское искусство перестало быть жречеством (мы всегда мечтали употребить в какой-нибудь статье это слово) и перекочевало в разряд хобби. А еще оно стало орудием пытки, переняв эту эстафету у семейных альбомов. Ведь нет большего разочарования, чем в разгар вечеринки заметить, как хозяин дома достает (почему-то всегда из серванта) кассету с надписью: «Сплав до Игарки. И еще: Свадьба!» И нет большей радости, чем отмщение: купить камеру, взять ее в отпуск, наснимать из окна автобуса чего-нибудь трясущегося и показывать, показывать это гостям, лишив их возможности убежать с помощью сублетальных доз спиртного.

Кто-то должен был положить конец этой бессмысленной эскалации. Поэтому мы решили научить тебя снимать по-настоящему зрелищное (ок, хотя бы не столь невыносимое) любительское видео. В этом нам поможет бессменный сам-себе-режиссер Алексей Лысенков, автор книги «Азбука видеосъемки».

НЕ В ДЕТЯХ СЧАСТЬЕ

Так как камеру люди покупают чаще всего от скуки, неудивительно, что свои первые фильмы они снимают про детей или домашних животных, которых заводят тоже от скуки. Это большая ошибка. В смысле – снимать движущиеся объекты, а не заводить детей (эти-то как раз начинают окупаться лет через двадцать, если только не становятся наркоманами). Дети, особенно маленькие, и кошки с собаками плохи в качестве актеров, во-первых, своей энергией. За ними трудно следовать камерой, когда они начинают вести себя непринужденно. В результате картинка дергается из стороны в сторону, а твой главный герой то и дело исчезает из кадра. Во-вторых, при всей их энергии дети, не говоря уже о питомцах, довольно однообразны. А это уже серьезная проблема.

Видишь ли, телевидение и кино приучили современного зрителя к тому, что изображение на экране должно меняться каждые пять или хотя бы десять секунд. «В обычной жизни мы можем довольно долго смотреть в одну точку, но, как только мы садимся перед экраном, наш мозг начинает требовать частой смены ракурсов, – объясняет Алексей. – Включается то, что психологи называют клиповым сознанием». Поэтому вживую смотреть, как ребенок разбирает рояль с помощью кирки, можно довольно долго. А на экране это действие надоедает максимум через семь секунд.

Так что если ты хочешь, чтобы твой первый же любительский фильм собирал полные диваны зрителей, не повторяй чужих ошибок. Идеальный повод для покупки камеры – отпуск у моря. Причин тому масса:

Δ у тебя будет достаточно времени прочитать инструкцию и поэкспериментировать с настройками аппарата;

Δ большую часть времени ты будешь снимать при хорошем освещении, что сделает картинку яркой;

Δ стоит посетить две-три экскурсии (обязательный в таких случаях аквапарк и древнюю историческую пещеру из папье-маше) – и у тебя уже будет достаточно материала для клипового монтажа;

Δ голые люди в кадре всегда смотрятся лучше или хотя бы смешнее одетых.

ГОРЕ ОТ ЗУМА

Еще одна частая ошибка новичков – увлечение наездами, то есть зумом. Оно и понятно. Ведь камера – легализованный бинокль. Имея ее под рукой на том же пляже, трудно бороться с желанием приблизить кое-какие детали. Но вот в чем штука.

«Любые движения камеры должны имитировать взгляд. Это один из важнейших законов съемки», – учит тебя наш эксперт. Так как люди в массе своей не умеют плеваться глазами или выдвигать их из головы на длинных таких стебельках, зум является неестественным движением. Если ты пересмотришь свои любимые голливудские фильмы, то наверняка увидишь, что зум используется только при съемке с вертолета – когда режиссер хочет дать общий план города, а потом приблизить какую-нибудь машину или главного героя на прогулке. Но и в этом случае камера имитирует взгляд отнюдь не человека, а, скажем, бога или любого другого высшего существа, умеющего водить вертолет. Когда действие происходит на земле или в помещении, профессионалы не пользуются зумом. Совсем. Никогда. Вот и ты не пользуйся. Навязчивый зум вызывает у зрителя только раздражение. Чем меньше наездов в фильме, тем органичнее он смотрится. А если тебе непременно нужно приблизить какой-то объект или показать, что он движется, воспользуйся одним из этих приемов.

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

Стараясь не привлекать внимания, встань как-нибудь за багажником отъезжающей машины и проследи за ней взглядом. Проанализируй движение глаз. Ты наверняка заметишь, что, провожая взглядом объект, мы постепенно поднимаем глаза. Ты можешь сымитировать это движение, например, снимая человека, убегающего по пляжу с твоей одеждой. Сначала надо показать его ноги, потом, подняв камеру, всего бегуна целиком, а затем, взяв еще выше, дать общий план с удаляющейся фигурой.

ПЕРЕМЕНА ПЛАНА

Сначала ты снимаешь объект издалека, а потом подходишь к нему ближе и, не меняя кратности зума, снимаешь его снова. Полезно бывает при этом поменять ракурс. Например, подойти к объекту с другого бока.

ТРЕВЕЛЛИНГ

Если объект удаляется, а ты не хочешь терять его из виду, бери камеру в руки и, стараясь как можно меньше ими размахивать, иди за объектом. Тревеллинг (преследование снимаемого объекта) ручной камерой после «Ведьмы из Блэр» стал легализованным приемом даже в мире большого кино. Значит, и тебе не возбраняется к нему прибегать.

Помимо этих приемов тебе обязательно нужно освоить еще два. Они тоже повторяют естественные движения глаз, и ни один фильм без них не обходится.

ПАНОРАМА

Это когда ты при съемке плавно ведешь камеру в горизонтальной или вертикальной плоскости. Реже – по диагонали.

СМАЗКА

По сути, та же панорама, только очень быстрая. Сначала ты в течение трех-пяти секунд снимаешь один объект, а потом резко поворачиваешься (изображение при этом смазывается) и снова даешь статичный кадр. Смазками увлекаться не нужно: это сильный стресс для зрителя. Но иногда, в напряженный момент, они смотрятся неплохо.

Собственно, это все, что нужно знать о движениях камеры. Сама съемка строится на чередовании планов и последовательном раскручивании сюжета, если таковой имеется. Начинать лучше с экспозиции, то есть с общего плана, который знакомит зрителя с местом действия. Потом план можно постепенно укрупнять. Перескакивать с одного не другой не стоит. Снимай плавно: общий, средний, крупный, средний, полусредний, крупный, полусредний и т. д. Хорошо бы при этом переключать внимание зрителя с одного героя на другого. Особенно если ты снимаешь звуковой фильм – скажем, любовную комедию. В этом случае иногда можно проследить за полетом сервиза или крупно показать руку, сжимающую нож. Не старайся снимать сразу начисто. Задерживайся на каждом плане 20–30 секунд. Лишнее потом обрежешь во время монтажа.

Продолжение воспоследует...

 

Многие режиссеры-любители опрометчиво начинают дело с того, что заводят себе девушку и дарят ей полосатую хлопушку на годовщину знакомства. На самом деле домашнее видео предполагает покупку совсем других вещей.

MINI-DV КАМЕРА. Глупо покупать камеру высокой четкости HDV и переплачивать за ненужное тебе качество. Вариант: камера, снимающая сразу на DVD. Правда, в трясущихся руках новичка DVD-привод часто дает сбои и портит диски. Кроме того, на диск влезает в среднем 60 минут видео. Формат Mini-DV более вместительный и надежный. А сами камеры – сверхкомпактные, что довольно удобно, особенно если ты карлик.

КОМПЬЮТЕР. Самый простой способ проверить, можно ли превратить твой компьютер в монтажную студию, – купить побольше игр. Серьезно! Если большая часть современных шутеров и стратегий на твоей машине пойдет нормально, то оперативной и видеопамяти точно хватит на монтаж и DVD-авторинг, не говоря уже о таких мелочах, как дизайн обложек. Ну и хорошо бы завести лишний винчестер для хранения материала.

ВНЕШНИЙ МИКРОФОН. Встроенный плохо справляется с записью звука. Речь различима, но шумы испортят все впечатление. Впрочем, на первых порах можно обойтись без звука. Лишняя морока.

КАБЕЛЬ I-LINK. Он же FireWire. Позволяет перекачивать видео с камеры вдвое быстрее, чем по USB. Если ты снимаешь часто, FireWire сэкономит тебе кучу времени. При условии, что в твоем компьютере есть соответствующий порт – он похож на упавший домик, каким его рисуют дети и наш слепой фитнес-редактор.

ШТАТИВ. Даже легкое дрожание рук может испортить твой фильм, сделав кадр дерганым и нечетким. Штатив избавляет от этих проблем и дает возможность пить наравне с актерами. Кроме того, камеру с прикрученным к ней штативом потерять или забыть на пляже гораздо сложнее, чем просто камеру.

СОФТ. Проще всего заменить Windows на Mac OS X. В эту операционку уже встроены интуитивно понятные монтажные программы iMovie и iDVD. Менее радикальный способ – освоить Pinnacle Studio или Adobe Premiere. Они сложноваты, но два дня чтения инструкций себя оправдывают. Что касается записи DVD с красивым, как у пиратских дисков, меню, то с этим справится даже Nero7.

Комментарии
Рейтинг пользователей
  • Оратор
  • Любимчик
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик