Станция Конечная. Просьба освободить вагоны

ХОУМ-Кино

Итак, где-то неделю назад ты бросил читать наш текст на том месте, где обычно используют СМАЗКУ, и побежал снимать видео, чередуя планы. Раз ты вернулся, значит, уже видел, какая ерунда получилась...

А получилось у тебя примерно следующее: планы плохо стыкуются, сюжет кажется рваным, люди внезапно пропадают из кадра. Почему? Из-за неправильных переходов. Хорошие операторы никогда не обрывают план просто так. У них на этот счет есть специальные трюки.

СТЫКОВКА ВРУЧНУЮ

Если камера следит за движущимся объектом (серфингистом, крабом, НЛО), то, прежде чем менять план, дай объекту выйти за пределы кадра. Для этого останови камеру или начни двигать ее медленнее. Когда объект исчезает из виду, это нормально. Снова найди его глазами. То есть СМЕНИ ПЛАН.

Δ Самый простой способ завершить сцену – использовать затемнение. Если у твоей камеры нет этой функции, к ней можно будет прибегнуть позже, при монтаже. Но помни: обычно затемнение с последующим просветлением означает, что между двумя событиями прошло много времени. Не увлекайся этим трюком. Еще один хороший способ завершить план – ввести шторку. Этим словом обозначают объект, который неожиданно появляется в кадре и загораживает основное действие. Шторкой может быть что угодно: машина, гигантский сиамский кот. Как только они заполнят собой хотя бы две трети кадра, камеру можно выключать. И снимать новый план уже с другой точки. Шторка плоха только тем, что непредсказуема. На диком пляже, например, ее можно ждать годами.

Δ Иногда завершить план помогает смена фокуса. Например, ты снимаешь свадьбу на пляже – и вдруг твое внимание цепляется за какой-то объект в глубине кадра. Хорошо бы выбрать его заранее, а то интересная штука, показавшаяся тебе умирающим осьминогом, может при наезде превратиться в шкурку от банана. Да-да, при наезде! Это тот редкий случай, когда ты можешь использовать зум. Покажи статичное изображение основного объекта и очень медленно начинай переводить взгляд с него на выбранный объект в глубине кадра. При этом передний план будет постепенно размываться. Пересмотри «Красоту по-американски» – тот момент, когда парень с любительской камерой снимает красующуюся Анджелу в окне, а потом переводит план на зеркало, в котором отражается ее менее симпатичная подружка.

Δ Когда герой фильма подпрыгивает и вдруг таинственно исчезает из кадра, это всегда смотрится свежо. А между тем завершить план таким образом проще простого. Для этого нужно снимать со штатива и в момент прыжка выключить камеру. Потом дать герою приземлиться и выйти из кадра. После чего – снова включить камеру. Если на заднем фоне нет ничего шевелящегося (вроде моря или раскачиваемых ветром пальм), то зритель не заметит стыка. Все будет выглядеть так, будто объект просто исчез. Используя этот прием, можно даже вносить в фильм мультипликацию. Установи камеру напротив столика и жми «вкл-выкл», не забывая менять расположение объектов на нем. У зрителя возникнет впечатление, что объекты движутся по поверхности стола. Особенно сильным будет этот эффект, если сдвигать их на небольшое расстояние.

ЛАКОМЫЕ КУСКИ

Ну вот, ты чего-то там вроде снял, и даже не исключено, что местами получилось. Наша задача теперь – превратить два часа твоего видеоматериала в сносный ролик длительностью хотя бы три минуты. Не спеши возмущаться. Еще не факт, что вообще получится. Впрочем, ты можешь пропустить стадию монтажа. Смена плана во время съемки – это уже своеобразный монтаж (он называется линейным). Не исключено, что показав отснятый материал друзьям, ты услышишь восхищенную ложь, что им нравится. Но лучше все-таки смонтировать из отснятого материала клип. Это еще один закон кино. Полторы-две минуты отборной ерунды, снятой телефоном и смонтированной, всегда смотрятся лучше, чем тридцать минут непрерывного видео, запечатленного самой лучшей камерой. Так что будем монтировать. По музыке. Это проще. В любой песне, даже если ее поет Анатолий Полотно (хотя здравый смысл будет подсказывать тебе обратное), есть развитие темы, рефрены, завершения. С помощью любой компьютерной программы для монтажа ты сможешь наложить видеодорожку на песню и состыковать завершения планов с припевами, соло, началами тактов и стихотворных строк.

Еще раз напоминаем: ни один план не должен длиться более десяти (лучше 5–7) секунд. Звук, записанный на пленку, заглуши совсем. Иногда можно позволять героям вставить реплику – в паузе между тактами. Но лучше сделать немое кино под музыку. Иными словами, клип.

Твой итоговый фильм в этом случае будет смотреться органично, а непрерывность музыкального ряда поможет замаскировать огрехи. Для начала можно даже взять готовый саундтрек к какому-нибудь фильму. Разумеется, мы этого тебе ни в коем случае не советуем, потому что все они защищены авторскими правами. Особенно не стоит использовать инструментальные работы Чхо Йоун-вука к фильму Oldboy, Александра Деспла к «Девушке с жемчужной сережкой» и гениальный саундтрек Бэзила Поледуриса к «Роботу-полицейскому». Жаль, что все эти творения защищены, хоть и выложены на allofmp3.com: они бы создали нужное настроение твоему фильму. Будь это хоть мелодрама, хоть отчет о корпоративной вечеринке с элементами боевика. И монтаж по ним делать легче легкого. Да, жаль.

КРАДУЩИЙСЯ ТИТР

Почему мы настаиваем на монтаже? Если ты пару месяцев повырезаешь лишние кадры, то через полгода научишься чувствовать необходимую длительность плана, а также смотреть в видоискатель глазами будущего зрителя. В результате твои фильмы станут настолько сносными, что их можно будет показывать друзьям, не предваряя сеанс словами: «Смотрите, какую гадость я скачал в Интернете!» Возможно, ты даже будешь гордо снабжать свои фильмы титрами. Остается одна проблема: как хранить свою нетленку? Вариантов в общем-то всего три.

Δ смонтировать фильм и переписать его на Mini-DV кассету (пленка защищена коробкой от царапин и влаги – в отличие от уязвимого DVD);

Δ пережать клип в какой-нибудь популярный формат и хранить его как файл на компьютере – с расширением .mov, .avi или .mpeg (если отформатируешь винт, плакало твое творчество);

Δ записать несколько копий DVD. Этот способ хорош тем, что фильм можно будет красиво оформить, проведя авторинг диска, то есть создав меню с главами и навороченной графикой, а также записав на диск слайд-шоу (ведь у тебя наверняка помимо видеоматериалов останутся еще и фотографии).

Хотя это уже детали. Главное позади. Ты преодолел страх перед камерой и научился смотреть на мир сквозь видоискатель. В следующий раз можешь отвинтить крышечку с объектива и снять уже не арт-хаусный черно-черный фильм, а что-нибудь более традиционное. Удачи!

 

Слово «план» чрезвычайно многозначное, но, используя его в этой статье, мы имеем в виду план как воображаемое расстояние до объекта.

Общий план. Расстояние максимально большое. В кадр попадают линия горизонта, горы, вообще пейзаж. Если съемки происходят в помещении, то в кадре все оно целиком.

Полусредний план. Расстояние от 3 до 20 метров. В кадре все еще присутствуют детали пейзажа, но главный акцент делается на группу людей или объект размером с танк.

Средний план. Расстояние – 1–3 метра. Герой в кадре снят по пояс или по колени. Уже различая мимику персонажа, мы все еще видим, что его окружает. Включая маньяка с тостером.

Крупный план. Расстояние – около полуметра. В кадре крупно лицо (чаще искаженное гримасой ужаса), женская грудь или деталь интерьера, которая будет стрелять в следующем акте.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик