Аэропорт внуков

Светлое бу

Если каждый авиаперелет на отечественных Яках, Ту и прочих Илах для тебя — это шаг в неизвестность, не насилуй свою нервную систему. Сдавай билеты и жди наступления будущего. А пока MAXIM Online расскажет тебе, какими удобными и безопасными будут лайнеры седьмого поколения. К счастью, ждать осталось совсем немного - всего-то лет пятнадцать.

Иллюстрации: Ник Калотеракис

Lockheed Martin, Box Wing Jet

Предположительно может взлететь в 2025 году

 Аэропорт внуков

Современные авиалайнеры потребляют изрядное количество керосина: например, «Боинг-747» сжигает примерно тонну на 100 километров пути, то есть до 15 тонн за один час полета. А цены на нефть, из которой этот самый керосин гонят, растут с каждым годом. Понятно, что авиабилеты дорожают следом, да еще и опережающими темпами. Конструкторы американской компании «Локхид Мартин» придумали способ экономить топливо за счет снижения массы самолета и увеличения эффективности его двигателей. Сама по себе идея очевидна, но вот методы ее воплощения в жизнь вполне футуристические.

В «Локхид Мартин» решили использовать современные легкие и прочные конструкционные материалы, разработанные для боевых самолетов F-35 «Лайтнинг-2», к созданию которых фирма имеет непосредственное отношение. Но гораздо интереснее другое: Box Wing Jet реализует на новом уровне идею… самолета-биплана! Казалось бы, «этажерки» — это даже не прошлый день авиа­ции, а прошлый век, однако идея увеличения площади крыла без увеличения его габаритных размеров слишком привлекательна. В самом деле, при этом снижается весовая нагрузка на единицу площади несущей поверхности, а значит, уменьшаются взлетная и посадочная скорости — не нужно строить большие аэродромы, увеличивается маневренность, полет становится более безопасным и снижается расход топлива. Вот только сопротивление набегающему потоку воздуха у бипланной коробки со всеми ее стойками и растяжками велико – не достигнешь больших скоростей полета. Box Wing позволяет обойти эту проблему: крыло, по сути, закольцовано и держит само себя, без всяких дополнительных подпорок.

Вместе с использованием легких материалов такая конструкция позволяет создать крыло на треть более легкое, чем традиционное крыло той же грузоподъемности. На обычном крыле воздух из зоны повышенного давления под плоскостью стремится перетекать в зону разрежения на верхней поверхности через законцовки крыла. При этом за самолетом образуются концевые вихри, на формирование которых также расходуется энергия, — это называется индуктивное сопротивление. У кольцевого крыла нет ни законцовок, ни этого сопротивления! Более того, проходя сквозь замкнутый контур такого крыла как через трубу, набегающий поток воздуха создает дополнительную подъемную силу тем большую, чем больше угол атаки крыла. А угол атаки у подобной конструкции может достигать 50 градусов — немыслимая величина для обычного лайнера: он потеряет скорость и свалится в штопор при много меньших углах задирания носа. Все эти преимущества перспективной схемы на 16% увеличивают отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению. Самолет с таким крылом улетит на одной заправке много дальше и увезет больше коммерческого груза.

«Локхид Мартин» предполагает оснастить свой концепт двухканальными турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности. Вентилятор внешнего контура будет иметь увеличенный на 40% диаметр, обеспечивая высокий расход воздуха через двигатель на всех скоростях полета, включая низкие скорости при взлете и посадке. Его эффективность при этом возрастет на 22%, но максимальная скорость полета с таким двигателем не может быть слишком высокой – пожалуй, Box Wing Jet не догонит даже ныне здравствующие самолеты. Зато вкупе с кольцевым крылом новые двигатели позволят Box Wing Jet превзойти по коммерческой отдаче средний современный авиалайнер на 50%.

Boeing, Sugar Volt

Предположительно может взлететь в 2035 году

 Аэропорт внуков

Лучший способ экономить авиационный керосин – вообще не заливать его в баки самолета. До этого, к сожалению, пока не дошло, но опыты в компании «Боинг» продолжаются. Например, вот этот проект SUGAR Volt. Нет, это не «сахарное напряжение»: аббревиатура SUGAR расшифровывается как Subsonic Ultra Green Aircraft Research («исследование дозвукового экологически чистого лайнера»). Ну а «вольты» в названии появились из-за гибридной силовой установки hFan: предполагается, что взлетать самолет будет на обычном авиационном керосине, но после набора высоты крейсерский режим полета обеспечат питаемые от батарей электродвигатели.

Хорошее аэродинамическое качество и, значит, малое сопротивление воздуха обеспечит очень тонкое планерное крыло большого удлинения: его размах составит аж 61 метр! Чтобы на сравнительно небольшой самолет (его примерный аналог сегодня — «Боинг-737» с 29-метровым крылом) не смот­рели косо в аэропортах из-за не по чину занимаемого на стоянке места, крыло будет складываться.

Предполагается, что SUGAR Volt будет на 55% эффективнее современных самолетов. Гиб­ридный электрический и газотурбинный двигатель имеет низкий уровень шума и благодаря высоким динамическим характеристикам обеспечит короткий разгон во время взлета: если для «Боинг-737» требуется взлетно-посадочная полоса длиной 1,5 километра, то для SUGAR — 1200 метров. А еще он будет выбрасывать в атмосферу на 60% меньше углекислого газа и на 80% меньше окиси азота. Так что вполне ultra green самолет получится.

Lockheed Martin, Supersonic Green Machine

Предположительно может взлететь в 2030 году

 Аэропорт внуков

Первые попытки создать коммерческие сверхзвуковые самолеты завершились провалом. Да, летали советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд», но слишком дорого стоила их эксплуатация. Очень соблазнительно попасть из Парижа в Нью-Йорк всего за три часа, однако мало кто мог себе позволить заплатить за билет 4000 долларов и более в ценах конца 1990-х годов. На «Боинге» надо лететь 7 — 8 часов, но это дешевле в разы. Вдобавок преодоление самолетом звукового барьера порождало громкий хлопок, хорошо слышимый на весьма населенной земле. Первые полтора года эксплуатации из-за этой и других экологических причин власти США даже запрещали этому лайнеру перелеты в Америку. Последний рейс «Конкорд» выполнил 26 ноября 2003 года – тем и завершились попытки перевозить пассажиров быстрее звука.

Но мечта о скорости жива, и в 2010-м «Локхид Мартин» презентует проект гиперзвукового лайнера Supersonic Green Machine. «Зеленым» аппарат прозвали неспроста: его оснастят двигателями переменного цикла. На малых скоростях при взлете и посадке он будет работать как обычный турбореактивный, а при разгоне до сверхзвука превратится в прямоточный реактивный двигатель. Возможно, будут использованы перспективные виды газового топлива: метан или водород. Встроенная в двигатель камера дожигания выхлопных газов уменьшит загрязнение стратосферы окисью азота на 75%, защищая озоновый слой планеты. Оперение в виде перевернутой литеры V значительно уменьшит удар по ушам при преодолении звукового барьера: вместо пушечного выстрела на земле будет слышен лишь глухой вой.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик