Как сократить расходы на 65%, не изменяя потребительским привычкам

Используя три простых «финхака», ты сможешь сэкономить, не сильно меняя свои потребительские привычки. Не так уж и плохо, учитывая, что самое экстравагантное, что для этого придется сделать — пойти против течения в продуктовом магазине.

Слова: Кирилл Шмидт

В мире, ясное дело, существует целая уйма относительно честных способов отъема денег у ничего не подозревающего тебя. Чтобы рассказать о них, придется написать докторскую, которую все равно никто не будет читать. Поэтому здесь мы расскажем о трех из них — тех, которые поддаются количественной оценке.


 1  Оборотная сторона легкости платежей 

Оборотная сторона легкости платежей

Сначала был натуральный обмен. На смену ему пришло универсальное средство обращения и меры стоимости — деньги: три шкурки меха теперь необязательно напрямую менять на пару килограммов зерна, за них сначала можно получить денежный эквивалент — например, кусочки какого-нибудь драгоценного металла. Так стало, конечно, удобнее.

Дальше из тех же соображений удобства драгметаллы превратили в бумагу, а затем и в электронные записи по счетам. Технологии развиваются дальше, но человеческий мозг продолжает работать по-прежнему: когда ты расстаешься с деньгами, в мозге активируются области, отвечающие за тревогу и болевые ощущения. Причем интенсивность этой почти физической боли напрямую зависит от способа оплаты: отрывать от сердца милые ему наличные деньги куда сложнее, чем размахивать пластиковой карточкой. Эти ощущения задокументированы и подтверждены экспериментально: в США на аукцион выставили билеты на баскетбольные матчи с участием популярной команды. Первой половине участников аукциона сказали, что оплата возможна только наличными, другой половине предложили платить исключительно кредитными картами. В результате цена, по которой первая группа была готова купить билеты, оказалась в среднем в два раза ниже цены, которую готовы были заплатить участники второй группы.

Даже при том, что при оплате картой необходимо все-таки достать ее из кошелька, вставить ее в терминал и набрать PIN, мы готовы потратить до 50% больше, нежели заплатили бы за тот же самый товар, но наличными.

А для того чтобы мы задумывались ещё меньше и транзакция проходила еще быстрее, Visa и MasterCard предложили миру PayWave и PayPass. Разумеется, все из тех же соображений удобства. Впрочем, это еще не предел — на подходе Apple Pay: здесь даже кошелек доставать не надо, никакой опасности, мозг спокоен, финансисты довольны.

В общем, решай сам: стоят ли 50% экономии того, чтобы смириться с бренчанием мелочи в карманах (и почетным званием главного старпера района). Но помни: оплата наличными обостряет чувство расставания с деньгами.


 2  Левши начинают и выигрывают 

Левши начинают и выигрывают

Считается, что первый универсальный розничный магазин был открыт в Париже в 1854 году. За эти прошедшие чуть более 150 лет поведение потребителей успели изучить вдоль и поперек. В частности, их движения по территории магазина. Вспомни на секунду Ашан, Metro Cash&Carry, IKEA: с какой стороны ты заходишь в него? Взять любой магазин меньшей площади: Азбука Вкуса, Перекресток, Пятерочка… И снова: с какой стороны вход?

Вот именно: все сделано так, чтобы ты двигался внутри магазина против часовой стрелки. Есть гипотеза, что такой путь наиболее органичен для среднестатистического человека. Так, потерявшись в лесу, правша будет понемногу отклоняться влево, даже если будет стараться двигаться строго вперед. Кроме того, продукты с полки удобнее брать именно правой рукой.

В общем, если у тебя есть цель сэкономить около 12% при каждом походе в магазин (и ты при этом не левша), попробуй перемещаться внутри магазина по часовой стрелке.


 3  Сколько стоит твоя лояльность? 

Сколько стоит твоя лояльность?

У многих из тебя есть любимый сайт бронирования билетов, гостиниц, аренды автомобилей: привычный интерфейс, расположение нужных кнопок, цветовые решения. Удобно? Да. Но и вероломно: за твоими предпочтениями пристально следят — и монетизируют.

Чем чаще ты заходишь на сайт, например агрегатора авиабилетов, и чем чаще смотришь билеты на определенное направление, тем более очевидно для данного сервиса, что у тебя серьезные намерения посетить этот город. Почему бы тогда не сделать предложение для тебя чуть более дорогим? Обосновав это, скажем, тем, что осталось всего два места именно на этот рейс?

Купил новенький MacBook и выбираешь с него гостиницу? Поздравляем с покупкой и считаем, что в этой связи ты вполне потянешь чуть более высокую цену за выбранный номер в отеле. Стоишь в пробке за городом, где-нибудь в районе Барвихи? Ну ты понял: не торопись делать заказ, потерпи десяток-другой километров.

Твои персональные предпочтения, дороговизна устройства, с которого ты выходишь в интернет, и даже престижность района, который с потрохами выдает геолокация — все может повлиять на то «персональное предложение», которое сделает тебе сервис.

Если не готов платить такой своеобразный «налог на лояльность», можно сделать как минимум несколько вещей: почистить предварительно cookie, зайти на сайт в режиме «инкогнито» (Ctrl+Shift+N, если ты в Google Chrome) или просто выбрать сначала то, что тебе нужно, но бронь сделать с другого компьютера. Это сэкономит от 3 и более процентов от суммы каждой покупки.

Фото: Getty Images
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик