Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Везение и невезение: что привело к аварии самолета Falcon

Разбившийся в горах Афганистана cамолет, похоже, вообще не должен был выполнять этот рейс.

23 января 2024
Везение и невезение: что привело к аварии самолета Falcon
Источник:

aircraft.com

Как сообщают различные специализированные СМИ, у обоих пилотов были свидетельства частных пилотов (по-английски — Private Pilot License, или PPL), которые не дают права выполнять коммерческие перевозки, можно только летать самому или возить с собой людей бесплатно.

В данном случае речь идет о медицинской эвакуационной перевозке: заболевшую месяц назад в Таиланде женщину решено было перевезти в российскую больницу. Ее сопровождал муж и двое медицинских работников. Вряд ли владелец самолета предоставил его бесплатно, хотя, конечно, это нельзя исключать.

Не будем углубляться в правовые аспекты, у компетентных органов есть гораздо больше возможностей собрать информацию. И нет сомнений, что ее сейчас тщательно изучают, так что выдвигать предположения не имеет смысла. 

Самый маленький «Сокол»

Falcon 10 — самый маленький бизнес-джет, когда-либо бывший в производственной программе французской компании Dassault Aviation.

Ее основатель Марсель Дассо стал известным авиаконструктором и владельцем собственной компании еще до Второй мировой войны, когда его фамилия была Блох. Он сменил ее в 1949 году на псевдоним своего брата, бригадного генерала и одного из руководителей французского Сопротивления. Dassault известна как первый производитель бизнес-джетов в Европе: первый Dassault-Breguet Mystere 20 взлетел в 1963 году. В 1966 году компания вышла на американский рынок, и самолеты получили название Falcon, в переводе с английского — «Сокол».

Falcon 20 был джетом среднего класса, рассчитанным на 8–14 пассажиров. Когда на рынке появился интерес к более скромным моделям, Dassault спроектировала модель Falcon 10, который также называли MiniFalcon. Новый тип, рассчитанный на 4–7 пассажиров? совершил первый полет в декабре 1970 года. Его выпускали до 1989 года и сделали 226 экземпляров.

Falcon 10 так и остался самым маленьким бизнес-джетом Dassault. Сейчас компания специализируется на более крупных моделях с большой дальностью и конкурирует с двумя другими производителями люксовых бизнес-джетов (если забыть о том, что вообще все бизнес-джеты — это уже сегмент люкс, VIP, superpremium и т.д. в авиаперевозках) Gulfstream и и Bombardier. Это условная «большая тройка» на очень узком рынке. В этом сегменте четырехместный бизнес-джет нужен примерно как Smart под брендом Maybach или как персидский ковёр размером 9х12 см.

Если даже обычный авиалайнер может спокойно служить 20–30 лет при надлежащем обслуживании, то бизнес-джеты с гораздо более мягкими условиями эксплуатации могут спокойно летать и 40, и 50 лет. RA-09011 был выпущен в 1978 или 1979 году, но для таких машин четвертый десяток — возраст совсем не критический.

В России Falcon 10 редкость. У нас бизнес-джеты — предмет роскоши, и экономить на них не принято, чаще всего в российском реестре встречаются более крупные и новые модели Falcom 7X и Falcon 900. Погибшая в Афганистане машина, похоже, была единственной такого типа в России, и, как говорят, она зарегистрирована в России всего несколько месяцев назад.

Санитары класса люкс

Использование для медицинской эвакуации возрастных бизнес-джетов — рациональное решение. Если самолет возит богатых пассажиров (чтобы летать на бизнес-джете, надо быть действительно богатым или высокопоставленным человеком), то переоборудовать его под перевозку больного можно, но не очень рационально: а если медоборудование поцарапает панели из редкого дерева или какие-то жидкости забрызгают дорогостоящую кожу на креслах либо ковры на полу?

Ну а больному в общем-то все равно, насколько престижна санитарная машина, даже если она с крыльями. Во многих случаях главный пассажир «медэвака» (Medevac — Medical Evacuation) летит в бессознательном состоянии.

Вероятно, так было и в этот раз. Женщина внезапно почувствовала себя плохо еще 17 декабря, и после месяца пребывания в больнице в Таиланде муж решил перевезти ее в Россию.

Для этого был заказан медицинский чартер. Выполнить перевозку согласилась малоизвестная авиакомпания. И ее Falcon 10 вылетел с подмосковного аэродрома Мячково 19 декабря.

В самолет больную погрузили с аппаратом искусственной вентиляции легких (ИВЛ), что свидетельствует о довольно тяжелом ее состоянии.

На борту таких самолетов роскошь и комфорт, как выразился бы химик, «в следовых количествах». Носилки и медоборудование занимают значительное место, и ради этого из салона безжалостно снимают роскошные бары с хрусталем и буфеты с фарфором, так что в лучшем случае там остается несколько кресел. 

Везение и невезение: что привело к аварии самолета Falcon
Источник:

jetrequest.com

Минусы самоотверженности

Малозаметность авиакомпании, удостоверения любителей, срочность дела — неизвестно, что способствовало существенному нарушению режима работы и отдыха пилотами. Полет в тайский аэропорт Утапао с двумя посадками для дозаправки занял у них более 14 часов. Это уже превышение продолжительности рабочей смены. Прибыв на место вечером по местному времени, уже через девять часов утром следующего дня они отправились обратно. Сколько времени им удалось поспать, неизвестно. Особенно если учесть, что нужно время на путь в гостиницу, ужин, завтрак, предполетную подготовку и прочие незаметные, но необходимые действия.

Тут вспоминается история с отправкой Алексея Навального из Томска в 2020 году. Тогда вылет был перенесен с вечера на утро следующего дня из-за того, что у пилотов самолета закончилось рабочее время и был необходим отдых.

В данном случае по неизвестным причинам пилоты отдыхали намного меньше требуемого авиационными нормативами времени (заметим, что они примерно одинаковые во всех странах мира).

Возможно, это сказалось на развитии событий. 

Повезло

Самолет вылетел из Утапао в аэропорт Гая для дозаправки, а оттуда отправился в Ташкент. Над территорией Афганистана пилот сообщил об аварийном остатке топлива и намерении совершить посадку в аэропорту Куляб в Таджикистане. Еще через 14 минут — об отключении одного двигателя, а через 10 минут — второго.

Трудно говорить о причинах, не имея всех фактов, но можно предположить, что экипаж неверно рассчитал требуемый запас топлива и оно слишком рано кончилось. Причин ошибки могло быть несколько: путаница миль и километров (несмотря на французское происхождение самолета, в нем, как и во всем мире, используются имперские единицы расстояния и скорости); возможно, не совсем правильно поняли сообщения диспетчера из-за недостаточной практики в английском, что наложилось на типичные для этой части Азии различные акценты; может, не учли встречные ветры, которые могут очень существенно увеличить расход топлива.

Это, конечно, только гипотезы, и автор будет рад узнать, что экипаж не допустил никаких ошибок.

В любом случае сам факт выживания четырех человек из тех, кто был на борту, — огромное везение. Горные местности не раз становились причиной как собственно авиакатастроф, так и проблем со спасением выживших. Здесь пилоты и медики хотя и пострадали, но все-таки не только не погибли, но и были своевременно вывезены с места катастрофы.

Возможно, это прозвучит цинично, но если самолет при падении разрушился, то у пассажирки с аппаратом ИВЛ, к сожалению, практически не было шансов остаться в живых: при ударах наверняка отключилось питание аппарата и он перестал поддерживать ее дыхание.

Даже если бы не это печальное обстоятельство, она уже была в зоне риска — не только из-за состояния здоровья и холодной погоды, но и потому, что лежащего пассажира очень сложно зафиксировать. Не зря даже в самых роскошных каютах первого класса на борту Airbus A380 пассажиров просят на время взлета и посадки сесть в кресло и пристегнуться.

Что случилось с ее супругом, пока неизвестно. Не исключено, что, стремясь как-то помочь супруге во время планирования, он отстегнулся от кресла и поэтому получил травмы при соприкосновении самолета с землей. Члены экипажа точно были пристегнуты, и сопровождающие, очевидно, тоже. Это, по-видимому, и стало главным фактором их спасения. 

Характеристики Falcon 10

Длина 13,86 м

Размах крыла 13,08 м

Высота 4,61 м          

Вместимость 2 пилота и до 8 пассажиров

Максимальная взлетная масса 8500 кг

Максимальная дальность 3560 км

 

 

 

 

 

 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения