Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей

Правила дорожного движения полны загадок, недоговорок и противоречий. Дело в том, что они уходят корнями в 1960-е годы, а с тех пор ситуация на дорогах поменялась, мягко говоря, кардинально. А вопросы к ПДД остались.

22 апреля 20242
Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей
Источник:

Freepik

Актуальные правила дорожного движения критикуются не только водителями, но и экспертами и юристами. Все они не без оснований считают текст ПДД устаревшим и неполным, с чересчур сложными и размытыми формулировками, а главное, без учета современных реалий.

Вот и все инстанции, от рядового сотрудника ДПС до суда, норовят сделать виноватым водителя, трактуя правила на свой лад. Покончить с этим недавно предложил зампред комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов: он заявил, что ПДД нужно переписать простым языком.

«Основные моменты правил сохранятся, но вот переписать документ простым, понятным языком, убрав из них те ошибки, которые есть, — вот это как раз задача абсолютно правильная и необходимая», — сказал Холодов. Также, отметил он, правила должны быть структурированы.

«Если вы хотите узнать правила езды на мопеде, то сейчас кусочек надо в одной главе прочитать, кусочек — в другой. Все в разных разделах и сложно воспринимается», — подчеркнул общественник. Свою позицию он озвучил президенту, и тот дал поручение правительству проработать эти предложения.

А пока мы нашли в ПДД пять примеров, которые озадачивают любого водителя до сих пор.

Почему нужно пропускать помеху справа, а не слева?

Вообще, для водителя леворульного автомобиля на дороге с правосторонним движением куда логичнее пропускать помеху слева, правильно? Ведь ее гораздо проще заметить. Однако общепринятым почему-то является совершенно иной принцип. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос… нет.

По одной из версий, виноваты британцы. Якобы за образец первых правил движения автомобилей был взят британский опыт левостороннего движения, в котором как раз логично уступать находящимся справа машинам. Вот только в Великобритании понятия помехи справа как раз и нет…

Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей
Источник:

Freepik

По другой версии, эту схему придумали викинги, вернее, взяли ее из своей судоходной практики и перенесли на дороги. Рулевое весло у них располагалось по правому борту и, соответственно, заметить движущееся параллельным курсом судно и уступить ему удобнее было справа. А самое интересное, что в ПДД никаких «помех справа» или «правила правой руки» нет!

Под этим собирательным названием лишь имеются в виду положения пунктов 8.4, 8.9 и 13.11.1, которые описывают одну и ту же ситуацию: когда очевидного приоритета на нерегулируемом перекрестке нет ни у кого из участников движения, уступать нужно автомобилю, который находится справа.

Что такое жилая зона?

Хотя эта самая жилая зона неоднократно упоминается в разных пунктах правил дорожного движения, в «Общих положениях» ПДД такого понятия внезапно… нет! Понять, что это вообще такое, можно попытаться, прочитав пункт 17.1 — там указано, что под жилой зоной имеется в виду территория, въезды на которую и выезды из которой обозначены знаками 5.21 и 5.22.

Там, напомним, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части, причем они имеют преимущество, но не должны создавать «необоснованные помехи» для движения транспортных средств. А еще в жилой зоне запрещено сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем и стоянка грузовиков или автобусов.

Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей
Источник:

Shutterstock/Fotodom

И вроде бы теперь все становится понятно, но в пункте 17.4 все того же раздела неожиданно говорится, что аналогичное правило распространяется также и на «дворовые территории». Выходит, что жилая зона и двор — попросту одно и то же. Но нет, нельзя просто так взять и не придумать новый термин, чтобы не путать водителей.

Кто такие тихоходы и можно ли их обгонять?

В толковании знака 3.20 «Обгон запрещен» указано, что в зоне его действия водитель все же вправе совершать обгон неких тихоходных транспортных средств, но что это, ПДД не поясняет. Такого термина в правилах нет вообще! Можно ли по умолчанию считать тихоходом автомобиль или, скажем, трактор, который еле плетется? Отнюдь.

Узнать, что такое тихоходное транспортное средство, можно из основных положений по допуску к эксплуатации — именно там описан этот красный треугольник с желтой окантовкой, который должен быть прикреплен к автомобилю сзади. Если такого знака нет, за обгон вы получите 5000 рублей штрафа или на 4-6 месяцев станете пешеходом.

Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей
Источник:

Shutterstock/Fotodom

Однако есть нюанс. В определении сплошной линии разметки исключений для обгона тихохода нет. Получается, что обогнать его можно только в зоне действия знака «Обгон запрещен», поскольку знак имеет преимущество над разметкой. Если такого знака нет, придется плестись за ним вслед.

Что можно считать препятствием на дороге, а что — нет?

Допустим, на дороге с одной полосой в каждую сторону на вашем пути следования, как назло, сломался автомобиль. Разделительная полоса при этом сплошная, так что объехать поломашку можно только с ее пересечением. Можно ли так делать? Нет!

Потому что, согласно ПДД, «не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил». Препятствие, говорится в ПДД, — это «неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе».

Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей
Источник:

Freepik

Вдобавок правила не содержат четкого определения термина «объезд», его можно сформулировать только косвенно, исходя из некоторых пунктов. И ни один из них не позволяет объехать сломанный автомобиль «по правилам». Помочь в этом случае может инспектор ДПС, но на деле обычно выходит наоборот: экипаж стоит за препятствием и «принимает» водителей за пересечение сплошной полосы.

Что такое опасное вождение?

Правила описывают это явление как вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или нескольких последовательных действий, если они привели к ситуации, при которой возникла угроза гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.

Зачем нужно было придумывать отдельный термин? Ученым еще только предстоит объяснить этот загадочный факт. В прежних редакциях ПДД и так запрещалось перестроение при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции, необоснованные торможения и многое другое.

Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей
Источник:

Freepik

Ввести ответственность за это самое опасное вождение законотворцы пытаются на протяжении последних нескольких лет, однако пока у них ничего не получилось. Получается парадоксальная ситуация: опасное вождение есть, а штрафа за него — нет. Потому что объективно описать это попросту невозможно. Например, интенсивность перестроений — сколько раз можно перестроиться, чтобы это не стало опасным? На этот вопрос пока не смог ответить никто.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения