Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей

По умению с шиком носить сапоги и за семь секунд накручивать портянки нашему народу не было равных. И, наверное, уже не будет.

1 октября 20224

Если тебе кажется, что кирзовые сапоги ушли в прошлое, поищи фото мобилизованных в народную милицию на Донбассе. И, кстати, те, кто в сапогах служил, делятся на две категории: одни вспоминают кирзачи с ностальгией, а вторые плюются.

Почти английское слово

Как ни странно, кирза — отнюдь не советское изобретение. Придумал ее генерал-майор Михаил Поморцев в 1904 году.

Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей
Генерал-майор Михаил Михайлович Поморцев

Он разработал состав из яичного желтка, парафина и канифоли и пропитал им грубую английскую шерстяную ткань «керси». Отсюда и слово «кирза»: сапоги из керси — керсы — кирзы. Правда, существует версия, что «кирза» — от «Кировского завода», на котором ее в СССР делали. Но завод на самом деле назывался «Искож».

Полученный Поморцевым материал по свойствам приближался к коже: воду задерживал, а воздух пропускал. Как вам такое, изобретатели гортекса? Увы, в царской России в дело новый материал так и не пошел, хотя после начала Первой мировой его создатель предлагал безвозмездно передать технологию производителям обуви. Не взяли, хотя в войска из-за нехватки кожи поставляли брезентовые и парусиновые сапоги и ботинки.

Сапоги кирзовые на искусственном меху

Да, такие сапоги вовсе не похожи на кирзачи Советской Армии. Однако их до сих пор выпускают. И покупают. Может, и тебе такие нужны?

Сапоги кирзовые на искусственном меху
Реклама. ООО "Яндекс"

За кирзу — Сталинскую премию

Про кирзу вспомнили уже в СССР. В 1935 году утерянную технологию попытались возродить, применив искусственный каучук. Получилось не очень: голенища трескались на морозе. Однако с 1937-го кирзовые сапоги все равно стали поставлять в войска, а в феврале 1941-го армия перешла на них окончательно — весь рядовой состав и младшие командиры. По крайней мере, на бумаге.

Правда, уже в августе 1941 года жалоб накопилось столько, что разработчиков взяли за жабры, посадили в лабораторию и приказали переосмыслить, устранить и улучшить. Что те и исполнили в сжатые сроки, получив к апрелю 1942-го кирзу в привычном для нас виде. И заодно — Сталинскую премию.

Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей

Искусственные только голенища

Для поколений, с кирзачами незнакомых, надо пояснить: из кирзы у них только голенище, а низ — из натуральной юфтевой кожи. И если за искусственным материалом ухаживать приходилось лишь из эстетических соображений, то кожу требовалось обрабатывать. Лучше всего — гусиным жиром. А уж поверх, для красоты, можно и ваксой, а то к жиру вся пыль липнет.

И, конечно, сапоги все равно промокали — сначала подтекали по швам, а потом вбирала воду и набухала та часть, что была из натуральной кожи.

Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Освобождение Молдавии от немецко-фашистских захватчиков. Солдаты чинят сапоги в минуты затишья. 01.05.1944
Источник:
РИА Новости/Ольга Ландер

И все же в полевых условиях кирзовый сапог был незаменим. Уже после Великой Отечественной их носили везде, где требовалась полевая обувь: в деревнях, на стройках, на охоте, в экспедициях. Впрочем, геологам в какой-то момент использовать кирзовые сапоги запретили чуть ли не приказом министра: подошва у них скользила на мокрых камнях, легко было упасть и разбить голову, что и случалось до запрета.

Недостатком кирзачей было неудобство при беге. Добрая половина служивших в армии в советское время именно поэтому и вспоминает сапоги недобрым словом. С другой стороны, те, кто знаком не понаслышке и с сапогами, и с берцами, признают: в полевых условиях кирзачи лучше. Во многом потому, что носят их с портянками.

Стоила пара кирзовых сапог в СССР в районе 25-30 рублей. Хватало их на несколько лет, а потом кирза с внутренней стороны, на косточках, протиралась.

Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей

Портянка — друг человека

Портянки были отдельной страницей бытования советского человека. Сапог ведь с носком не носят: собьется он на переходе, сотрешь ногу до мяса. Или просто протрется до дыр так быстро, что оглянуться не успеешь. Ну хорошо, нынче есть всякие хитрые носки: и длинные, и эластичные, и прочные. Но раньше альтернативы портянкам не было.

За счет многослойности они и ногу от натирания лучше предохраняли, и сохли быстро. Разулся на привале, если тепло, а сапог портянкой обмотал снаружи, чтобы из нее влага выходила. Если же ноги промокли, можно было портянку перемотать другим концом — так, чтобы мокрая часть сохла на икре, а стопа была сухой тканью обернута.

Простота изготовления портянок тоже играла немалую роль. Достал два прямоугольных куска ткани 35х90 см — и вопрос решен. Летом и х/б годилось, а зимой и в межсезонье — шерсть, байка, фланель. Впрочем, шерстяные портянки и летом носили — и ничего, нога в сапоге дышала.

Портянки суконные, пара

Мы глазам не поверили: оказывается, портянки до сих продают! Класс. Надо запасаться…

Портянки суконные, пара
Реклама. ООО "Яндекс"
Это халтурный дембельский кирзач, сделанный без любви
Это халтурный дембельский кирзач, сделанный без любви
А это кирзач проглаженный, оббитый под лодочку, на самодельном каблуке
А это кирзач проглаженный, оббитый под лодочку, на самодельном каблуке

Дембельская мода

Уважающий себя солдат в советское время уходил после срочной службы на гражданку в специально подготовленных дембельских сапогах. Конечно, высшим шиком было достать офицерские хромовые сапоги. Приемлемый вариант — юфтевые, с кожаными голенищами. Но за неимением таковых и кирзовые тоже дорабатывали.

Сапоги подворачивали или обрезали — в этом случае край голенища аккуратно обшивали. А еще их проглаживали горячим утюгом, чтобы голенище превратилось в гармошку. Или, наоборот, чтобы впереди и сзади образовались острые стрелки.

Низу сапога, разогрев его паяльной лампой, молотком придавали форму лодочки. Из резины, срезанной с катков бронетехники, делали новые каблуки — высокие, 3-4 см, и по-ковбойски скошенные. А снизу на каблук набивали подковки, чтобы цокать, а то и выбивать искры из асфальта. В общем, это были уже не сапоги, а своего рода произведение искусства. Правда, ходить в них было неудобно. Но что поделать, красота требует жертв.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения