Ученые нашли в организме человека загадочные «обелиски»

В ЖКТ найдены элементы, о существовании которых никто не подозревал.

11 февраля 2024
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

ИТ-технологии сегодня проникают буквально всюду и позволяют двигать науку в совершенно неожиданных направлениях. Так, новое программное обеспечение — биоинформационный инструмент VNom — позволило молекулярным генетикам открыть новый класс вирусоподобных организмов во рту и кишечнике человека.

О странной находке сообщают исследователи Стэндфордского университета, которые изучили ее вместе с учеными из Канады и Испании. Статья появилась в базе научных препринтов bioRxiv.

Что за «обелиски»

Умный алгоритм, который помог ученым обнаружить неизвестные сущности в человеческом микробиоме, создали нобелевский лауреат профессор Стэнфорда Эндрю Файер и его аспирант Иван Желудев, наш соотечественник. Инструменту «скормили» 5 млн общедоступных дата-сетов, чтобы секвенировать гены микробов, живущих в нашем организме.

Оказалось, в ротовой полости и кишечнике людей со всех семи континентов содержатся так называемые «обелиски», которые представляют собой, скорее всего, промежуточную форму жизни между вироидами и плазмидами и сложными вирусами.

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Их структура необычна: она палочковидная, имеются геномы, состоящие из петель РНК. Петли очень мелкие — около 1000 нуклеотидов, что не позволяет этим элементам сравниться с настоящими РНК-вирусами. Также они не обладают генами для создания белковых оболочек, с их помощью, например, ковид отлично выживает вне клеток.

При этом «обелиски» умеют кодировать белки, чтобы копировать свою исходную РНК.

«Примеры обнаружены в данных со всех семи континентов и в различных экологических нишах. Таким образом, „обелиски“ колонизировали микробиом человека и глобальный микробиом, оставшись незамеченными», — отмечается в статье.

Уточняется, что новые элементы нашли примерно в половине образцов из ротовой полости и в 7% образцов из кишечника. А еще «обелиски» оказались очень разнообразными: около 30 000 различных типов обнаружили у 400 человек по всему миру.

Что все это значит

Пока ученые не могут объяснить, влияют ли эти микроорганизмы на наше здоровье, хотя уже понятно, что на активность бактерий-хозяев они могут воздействовать. К примеру, они работают в тандеме с бактерией Streptococcus sanguinis — правда, неясно, мешают ей или помогают.

Ученые продолжат исследовать «обелиски». Возможно, они помогут понять, как происходила эволюция вирусов на Земле: развивались они из примитивных форм или, напротив, впоследствии деградировали до простых структур.