Автор календаря Pirelli 2017 Питер Линдберг: «Голых необязательно? Отлично, я и сам не хотел!»

В эксклюзивном интервью MAXIM главный глянцевый фотограф современности рассказывает, чего нам ждать от следующего календаря и что там вообще с эротикой.

Ты вряд ли встретишь календарь Pirelli на стенке в автосервисе. Культовое издание с полувековой историей не поступает в открытую продажу, а распространяется мизерным тиражом в 20 000 экземпляров среди влиятельных ценителей современного фотоискусства, поклонников идеальных тел и быстрых колес.

При этом тебе почти наверняка знакомы многие модели и фотографии, превратившие этот маркетинговый кунштюк итальянского производителя шин в предмет коллекционирования эротоманов всей планеты и оживленного обсуждения в медиа даже весьма далеких от вопросов выбора зимней резины. Десятилетиями самые желанные красавицы мира раздевались перед объективами самых прославленных фотографов современности. В массовом сознании и поп-культуре календарь Pirelli прочно утвердился на позиции золотого стандарта качественной эротической фотографии и ежегодно обновляемого манифеста женской сексуальности.

Когда в ноябре прошлого года итальянские шинники явили миру свой очередной, 43-й по счету численник в исполнении легендарной Энни Лейбовиц, планету бомбануло не на шутку. Вместо привычных и ожидаемых супермоделей в соблазнительных позах и неглиже со страниц календаря Pirelli 2016 глядели без всякого сексуального задора «вдохновляющие женщины, меняющие мир к лучшему». Многих новая революционная концепция издания не вдохновила. Среди «девушек Pirelli» оказались самые разные состоявшиеся в своем деле дамы, от брутальной спортсменки и восьмидесятилетней художницы до пожилой рок-звезды. Некоторые позировали в трусах, но выглядело это скорее как издевка над ожиданиями поклонников. Появление календаря вызвало переполох в культурном пространстве по обе стороны океана.

Стендап-комик Эми Шумер в скандальном календаре Pirelli 2016. Злопыхатели шутили, что ее просто забыли предупредить, что голых в календарь больше не снимают

Интеллектуальная пресса заговорила о тектоническом культурном сдвиге, изменении архаичных стереотипов и возросшей покупательной способности женщин на рынке дорогих автомобилей и покрышек. Феминистки хвалили Pirelli за продвинутость и праздновали падение очередного шовинистического бастиона, где женщин слишком долго эксплуатировали в роли сексуального объекта. Бывшая целевая аудитория календаря по большей части озадаченно и политкорректно отмалчивалась, а то и робко ставила под сомнение позитивный долгоиграющий маркетинговый эффект от столь радикальной смены курса.

Руководство Pirelli, впрочем, не спешило объявлять перемены необратимым отказом от традиций и аккуратно называло их лишь «отражением тенденций в современном обществе», подмеченных госпожой Лейбовиц. Оставляя открытой возможность того, что в следующем году и со следующим фотографом все может вернуться на круги своя. Интрига стала еще напряженнее, когда в мае 2016 года Pirelli объявила, что очередную нетленку на стенку исполнит ветеран глянца герр Питер Линдберг. Тот самый немец, сделавший в 1988-м эпический пляжный кадр, ознаменовавший начало эпохи супермоделей.

Все будущие супермодели 90-х — впервые в одном кадре. Питер Линдберг, 1988-й

Так чего нам ждать от календаря в этом ноябре? Что там с эротикой? Кто за все это великолепие отвечает? И куда вообще катится мир на покрышках Pirelli? Редакционный директор MAXIM отправился в Нью-Йорк, чтобы задать все эти вопросы напрямую живой легенде по имени Питер Линдберг. А заодно понаблюдать, как он делает самую, возможно, судьбоносную съемку в истории Pirelli.

Запахнувшись в черное пальто, словно накинутое на голое тело, блондинка выходит из автобуса и быстрым шагом идет к Таймс-сквер. На улице пронзительно солнечно, разгар дня, и на главной туристической площади Нью-Йорка не протолкнуться от людей и машин. Вид у женщины отрешенный, она не смотрит по сторонам, двигаясь в плотном людском потоке… Время от времени она останавливается и поворачивается лицом к группе людей, следующих за ней на некотором отдалении. Явный альфа-самец в команде преследователей — крепкий лысый дядька в маленьких очках — вскидывает камеру и быстро щелкает несколько кадров, подавая блондинке какие-то знаки. На секунду кажется, что женщина вот-вот распахнет свое теплое не по погоде пальто и… Но фотограф срывается с места, хватает блондинку за руку и решительно увлекает ее через толпу зевак дальше. Площадь истошно воет сиренами и гудками проезжающих машин…

Робин Райт на съемке с Питером Линдбергом
Робин Райт на съемке календаря Pirelli в мае 2017-го в Нью-Йорке так и не разделась

Эксклюзивное интервью с Питером Линдбергом

Ветеран глянца Питер Линдберг
Питер Линдберг — единственный фотограф, который снимал календарь Pirelli трижды
Вчера мы целый час наблюдали, как вы работаете с Робин Райт. Едва успевали за вами по Таймс-сквер, проталкиваясь в толпе. Обычно подобная съемка — почти интимный процесс, а вы выбрали для нее одно из самых многолюдных мест в мире. Вы довольны результатом?
Я не был на сто процентов уверен в успехе, хотя подозревал, что с Робин все получится как всегда замечательно, ведь мы много раз работали вместе. Но когда это безумие закончилось и я увидел снимки, стало ясно, что все было не зря. Самое сложное в этой беготне по Таймс-сквер — держать Робин в кадре и в фокусе. Я только об этом и думал. Она, мне кажется, думала только о том, как скрыться от поклонников, оставаясь при этом полезной для меня. Не концентрируясь на том, как она в эти минуты выглядит. Так что мы оба не очень контролировали ситуацию, и именно поэтому у нас есть около пятидесяти прекрасных фотографий, которыми я очень доволен. Я снимал Робин в студии тысячу раз и получалось отлично, но то, что мы сделали вчера — это просто невероятно, совершенно другой взгляд на нее. Изумительные портреты получились. Ведь этот календарь, знаете ли, больше не про «обнаженку».
Нет?! А мы так надеялись, что в этом году создатели передумают и все будет, как раньше…
Я уже не тот «плохой парень», что прежде (смеется). Когда я снимал календарь Пирелли-2002, помнится, было решено не связываться с суперзвездами, а пригласить молодых начинающих старлеток. Кажется, никто из них так и не стал великой актрисой.
А кто решает, кого и как будут снимать в календаре? Pirelli фотографам дает абсолютную свободу?
Ну почти. Единственное, что сказали — обнаженных снимать больше не обязательно.
Но не запрещено? Расскажите поподробнее, как проходило обсуждение концепции.
Думаю, если бы я заявил, что хочу снимать голых, — мне бы разрешили. Но я сказал: «Голых необязательно? Отлично! Я и сам не собирался!» И потом они спрашивают: «А что ты хочешь снимать?» Тут мы поговорили не про концепцию даже, а про красоту.
Женская красота, как ее сегодня изображают в глянцевых журналах, — это ужасно. Я журналы даже не смотрю больше из-за этого, настолько все плохо. Все эти отретушированные идеальные монстры с ногами, вытянутыми на фотошопе — кошмар. Я сказал, что хочу сделать что-то совершенно другое и как-то выступить на эту тему, используя мои фотографии и медийные возможности, которые дает календарь. Изначально я собирался снимать супермоделей, и Pirelli затея понравилась. Но потом подвернулась работа для итальянского Vogue, и я супермоделей для них сфотографировал, а повторяться мне было скучно. К тому же понял: для того чтобы полностью выразить то, что для меня сегодня, в 2016 году важно, моделей не достаточно.
А что важно?
Я хочу обратиться ко всем людям, привыкшим считать красивыми ужасные, отретушированные до безупречности лица и показать им, что бывает еще другая красота. Не такая гладенькая и сладенькая, какую они только и видят, а пожестче, погрубее. Для этого модели не подходят, поэтому я пригласил актрис. Все участницы — мои хорошие личные знакомые. Мэрил Стрип идеально бы вписалась, но мы с ней не знакомы, поэтому мы ее не пригласили.
Можете перечислить, кто еще будет в календаре?
Пока нет, но ближе к запуску вам вышлют весь список. Поверьте, вы их всех хорошо знаете, они все очень известны и при этом… Как бы выразиться… Не пустышки. Со вкусом, элегантные, умные, чувственные. Список уже утвержден, все, кого я хотел пригласить, согласились. Я со всеми давно и близко знаком, поэтому, думаю они меня подпустят на такую дистанцию, с которой их обычно вообще никто не видит.
Хочу показать, какие они на самом деле эмоциональные, чувственные и ранимые. Необязательно эффектные, хотя вчера все было, кажется, очень зрелищно. Одна из приглашенных мной актрис — Николь Кидман, и вы никогда не видели ее такой, какой я ее снял. Она так смотрит… Как будто я в душу к ней влез. Хотя это, пожалуй, немного по-дурацки звучит. Я, кстати, не был уверен, что получится. Ты себе что угодно можешь напланировать, а потом она приходит на съемку и вот такие лица тебе делает (таращит глаза и вытягивает губы уточкой). Мы начали с Николь в прошлый понедельник в Лос-Анджелесе и получилось умопомрачительно.
А после вчерашней съемки мне понятно, что они обе — Николь и Робин — красивы в одной манере, есть нечто, что их объединяет. Они и есть для меня самые красивые в своей неидеальности, осмысленности и ранимости женщины. Вот так вот все негламурно. И при этом это суперэффектное зрелище, потому что их так еще никто не снимал, и они прежде ничего похожего не выдавали. Николь мне говорит на съемке: «Боже! Я что, действительно позволила тебе с собой сделать вот такое?! Поверить не могу!» А я такой: «Ты так красиво никогда еще не выглядела.» Брр… У меня сейчас аж мурашки по спине…
Николь Кидман на съемке с Питером Линдбергом

На вас даже смотреть приятно, когда вы это вспоминаете, но давайте про обнаженку еще поговорим. Вы вот говорите, что в календаре Pirelli 2017 ее опять не будет, хотя он благодаря голым моделям и прославился. Это же просто конец света! Или нагота больше не сексуальна?
Не сексуально — это поставить кого-нибудь на каблуках и в бикини рядом с машиной 1960 года выпуска и заставлять ее вот эдак пухлить губы (опять уточка). То, что я делаю — вот это реальное обнажение, потому что мне женщины показывают гораздо больше, чем просто каблуки и ягодицы. Тут они в некотором смысле совсем не прикрытые. Что-то мы в календаре оголим, наверное. Ноги там… Но никаких вываливающихся сисек, ничего такого. Все самое волнующее в лицах, разве нет?
Ммм… Для некоторых из нас. Может быть… Давайте сменим тему. Какие календари Pirelli вам нравятся или запомнились, кроме тех, что вы сами снимали?
Я снимал календари 1996-го и в 2002-го, и тогда концепция была хорошая, но я не уверен, что внятная. В этом году посыл очень ясный: талант сексуальнее, чем сиськи. Предыдущий раз все было сложнее и запутаннее. Мне очень нравится, что Энни Лейбовиц сняла в две тысячи… каком-то. Там, где части тела, помните? Для меня это почти произведение искусства. Мужчины вроде вас от такого удовольствия не получают (смеется). Были еще какие-то, но я все не помню уже, что, наверное, плохо. Надо бы пролистать один из этих больших альбомов, со съемками всех лет.
Нельзя не заметить, что большинство ваших самых известных работ черно-белые. Откуда эта одержимость монохромом? Так более художественно получается?
Цветные кадры на мой вкус смотрятся более коммерческими, рекламными. Я учился на работах американских фотографов 30-х годов. После великой депрессии все лучшие фотографы работали на американское правительство. И их посылали во все уголки страны, чтобы они документировали происходящее, проблемы фиксировали. А потом конгресс законы принимал, основываясь на этих фотодокументах. Это были крутейшие мастера и то, что они делали тогда, — невероятно. Так вот я на этих фотографиях вырос, а они, понятное дело, все черно-белые. Поэтому для меня с незапамятных времен так: если снимки черно-белые, значит правдивые.
Джулиана Мур на съемке с Питером Линдбергом

Давайте еще старые славные деньки повспоминаем. Вас иногда называют крестным отцом целой глянцевой эпохи, открывшим самых известных супермоделей девяностых: Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кепмбелл, Татьяна Патиц… Эти имена по всему миру гремели, и даже в СССР молодые люди о них знали и фантазировали, вы уж мне поверьте. Почему сейчас нет настолько могучей кучки? Или есть?
Когда они появились в 1988-м — за два года до знаменитой обложки Vogue — в глянце уже назревали перемены. Ролевыми моделями на тот момент изображались такие, знаете, идеальные, ухоженные и глуповатые куколки с маленькими собачками и шофером, живущие в идеальном мире. Я с американским Vogue даже сотрудничать в те годы отказывался, до того все это ненавидел. Мне нравились вот эти девчонки в тишотках и вьетнамках, изучавшие искусство и мечтавшие стать художницами. Они в тысячу миллионов раз сексуальнее и мощнее были, чем недалекие курочки с глянцевых обложек.
И поэтому когда я их собрал вместе и сфотографировал, это был шок. Взрыв! А ведь они могли еще рот открыть и сказать что-нибудь интересное. Неглупые такие и с характером. В те годы для моделей это было необычно. Поэтому они и рванули за несколько месяцев на самый топ. А сегодня такое невозможно, потому что сейчас супермодели все такие, перемена уже случилась. Можешь быть какой угодно красивой — все равно не получится. Предпосылок нет в обществе.
А вам из современных моделей кто нравится?
Ой… Лара Стоун, Мариякарла Босконо… Мне сейчас надо очень аккуратно высказываться. Опасный вопрос.
Вы много путешествуете по работе. В Москву не собираетесь случайно? Например, календарь презентовать?
Я в Москве бывал лет тридцать назад. В прошлом веке еще, до того, как у вас там все началось. Здания еще не подсвечивали по ночам тогда… У меня даже какие-то фотографии остались из той поездки. Помню очередь в магазин человек пятьдесят, а там полки пустые. И Пушкинский музей с выставкой какой-то изумительной. Вот это был трип! Мы тогда поехали, чтобы увидеть нечто очень странное и удивительное — и оно того стоило. А сейчас зачем ехать? Везде примерно одно и то же.
Вы многие годы фотографировали самых красивых женщин планеты — и порой в очень откровенном виде…
Попрошу заметить: это были модели и актрисы, а не просто женщины. Это важный нюанс.
Тем не менее это абсолютно уникальный опыт, и вы наверняка знаете про них что-нибудь эдакое, что нам, обычным смертным мужчинам, даже в голову не приходит, когда мы пытаемся добиться женского расположения. Что мы делаем не так?
Вы ими слишком одержимы.

Бонус!

Да, чуть не забыли: заботливые парни из Pirelli только что запустили сайт pirrellicalendar.com, где в раздел Time Machine выгрузили шикарную подборку фото и видео со съемок календарей всех лет (!) по десятилетиям и годам. 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, нулевые, 10-е — окунись в историю создания главного календаря в мире! Поверь нам: там есть, на что посмотреть!

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик