Воскресная школа: анархизм

Если ты думал, что анархия - это всеобщий хаос и молодчики на тачанках, то нижеследующий текст призван доказать, что на самом деле анархизм - научно обоснованное учение с тысячелетней историей.

Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – это учение, отвергающее государственную власть и прочие виды общественного принуждения. Обычно в числе первых анархистов называют знаменитого афинского философа Диогена, основателя школы киников. На самом деле, о его жизни и учении нам известно в основном из анекдотов, но так оно даже и интереснее.

Диоген жил в глиняной бочке для вина и вообще вел крайне аскетичную жизнь. Когда Александр Македонский навестил его и спросил, чем может помочь философу, тот в ответ попросил его не загораживать солнце. Из этого эпизода видно, что Диоген ни во что не ставил царскую власть. Он вообще считал государство выдумкой демагогов, призывал людей вернуться в первобытное состояние, а себя объявил «гражданином мира».

Эти анархические идеи звучали и из уст его современников-софистов, но на протяжении античности Диоген и ему подобные были скорее экстравагантными фриками, которые отвешивали пощечины общественному вкусу, но на политику особо не влияли. В Средние Века людям было не до анархии – христианское богословие иерархично, а в условиях войн и эпидемий мысли о местном самоуправлении отходят на второй план.

Зато в эпоху Нового Времени идеи избавления от свинцовой опеки государства снова вошли в моду. Например, британский проповедник Уильям Годвин в 1793 году опубликовал свое «Исследование о политической справедливости». Вкратце суть его сводилась к следующему: 2 процента богатых управляют 98 процентами бедных, а государство защищает этот репрессивный порядок. Вывод напрашивался очевидный: к чертям такое государство, да и любое другое. (Впрочем, к тому времени, Годвин уже не верил в бога). Кстати, дочку Годвина Мэри похитил и увез во Францию поэт Шелли и… да-да, ты угадал – она стала той самой Мэри Шелли, что подарила миру «Франкенштейна»!

Французский мыслитель Прудон пошел еще дальше. В 1840 году он выпустил трактат «Что такое собственность?», где сам же и ответил: «Собственность – это кража». Факт наличия собственности и аппарата подавления, который ее защищает, не давал покоя Прудону, через 2 года он выпустил еще один памфлет «Предостережение собственникам», за который его уже привлекли к суду. Но трактат оказался столь запутанным, что суд отпустил философа, не найдя в себе сил разобраться в его аргументах. (Хаха, у нашего Следственного комитета такой проблемы никогда бы не возникло!) Он принял участие в революции 1848 года, но главное – в своих работах систематизировал основные положения анархизма, которые и тогда, и сейчас можно перечислить в такой последовательности:

• отсутствие центральной власти, самоорганизация • свобода от принуждения и органов подавления • свобода объединений, • взаимопомощь • разнообразие форм сосуществования и сотрудничества

В одно время с Прудоном действовал первый русский анархист-народник Михаил Бакунин. В молодости он бросил службу, переехал в Европу и стал писать революционные статьи в духе левогегельянства. За это царское правительство в 1844 году лишило Бакунина звания поручика и конфисковало все его имущество, чем лишний раз убедило еще одного революционера, что государство – это зло. Бакунин стал радикальным анархистом, принимал участие в славянских освободительных движениях и в итоге австрийское правительство выдало его русскому. Бакунин отсидел несколько лет в Петропавловской крепости, а затем бежал из Сибири, чтобы продолжить дело освобождения рабочего класса из Лондона – вместе с Герценом.

Бакунин, в числе прочего, пригрел на груди змею в виде харизматичного фанатика Сергея Нечаева. Нечаев был анархистом-авантюристом и больше прославился своими аморальными поступками, чем подвигами. В своем «Катехизисе революционера» он доказывал, что революционер не должен гнушаться никакими методами ради достижения цели – и на практике доказывал это, заняв у Герцена 1000 фунтов ради каких-то туманных нужд и прикончив ни в чем не повинного студента Иванова. Нечаев тоже оказал влияние на литературу, вдохновив Достоевского на роман «Бесы». Умер он, не успев совершить побег из Петропавловской крепости, в 1882 году.

Царизм вообще был довольно однообразен в подборе мер пресечения. Еще один великий анархист – князь Петр Кропоткин – тоже загремел в это же учреждение в 1874 году, но уже в 1876 году умудрился совершить побег. В воспоминаниях он рассказывает, пока царские жандармы рыскали по городу в поисках беглеца , а он с соучастниками побега в это время пил шампанское в самом дорогом ресторане города, в отдельном кабинете… Но Кропоткин нам интересен не поэтому, а потому, что он развил анархическую теорию в научном ключе. Кропоткин был крупнейшим ученым-естествоиспытателем, а во время отсидки он написал свою историю открытого им же ледникового периода (того самого, о котором мультфильм). Для Кропоткина анархизм был философией и природы, и человеческого общества – эту мысль он развил в своем труде «Взаимная помощь как фактор эволюции».

В 20 веке идеи анархизма много раз пытались реализовать в самых разных странах мира. Хотя они и не возобладали ни в одной (кроме, может быть, Сомали, где к этому и не стремились), анархическое движение сегодня является одним из признанных направлений в мировой социал-демократии. Кроме того, анархизм оказал огромное влияние на культуру панк-рока. Но об этом - уже другая статья.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик