5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы

У Пентагона есть термин «сломанная стрела», который обозначает случайно упавшую ядерную бомбу. Эта статья о пяти местах на нашей планете, которым свалился на голову такой подарок!

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы

На нашей планете происходит немало событий, о которых простой обыватель не только не задумывается, но даже не подозревает. И спит себе спокойно! С другой стороны, есть люди, которых мучит хроническая бессонница, и они выдумывают бесконечные поводы, чтобы вдоволь ею насладиться: заговор «Монсанто», климатическое оружие, тайное нашествие инопланетян... А между тем правда состоит в том, что жизнь гораздо интереснее эзотерических выдумок. Как тебе понравится, например, такой факт: у американских военных существует специальный термин для обозначения случайно упавшей атомной бомбы. Такой «сюрприз» проходит под кодовым названием «сломанная стрела».

Этих самых «стрел» в истории XX века была не одна и не две, и далеко не все они сломались над территорией США! Недавно нам попались рассекреченные документы, где описывается удивительная американская воздушная операция 60-х годов*, в ходе которой пять (!) самолетов с атомными бомбами потерпели крушение в разных частях земного шара.

То, что ни одна из этих «случайно выпавших» бомб не сдетонировала и происшествие не закончилась ядерным апокалипсисом, — невероятное везение, героизм и безумное стечение обстоятельств. В общем, каждый из пяти случаев — вполне законченный голливудский блокбастер, о чем ты можешь судить сам из этой статьи.

Первая стрела Северная Каролина

Мощность: 2 бомбы Mark 39 по 4 Мт каждая

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы

Целью операции «Хромированный купол» был мгновенный ответный удар по СССР в случае начала ядерной войны. С 1961 по 1966 год в воздухе постоянно находился боевой американский самолет с атомными бомбами на борту. Как только заканчивалась смена одного экипажа, тут же с военной базы поднимался следующий. Полет каждого «Боинга В-52 «Стратофортресс» продолжался около 24 часов. Две дозаправки в воздухе. Дозаправка в полете — сложнейшая операция: два самолета должны совместить скорости и зависнуть друг над другом, соединившись шлангом или заправочной штангой. Автоматика помогает, конечно, но все равно на пилотах огромная ответственность и нагрузка.

Наскоро перекусив размороженным обедом, выпив несчетное количество чашек кофе, иногда пару часов вздремнув на матрасе за креслами, пока коллеги дежурят у приборов, они летели по периметру США и Канады, наблюдая воздушное пространство и каждую минуту ожидая сигнала о вылете к далеким целям на территории СССР.

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы

В полночь с 23 на 24 января 1961 года очередной «Стратофортресс» совершал первую дозаправку. Впереди было долгое дежурство. Экипаж, пока еще бодрый и полный сил, перешучивался с самолетом-заправщиком.
– Ну что, крошка, сделаем это в один глоток?
— Только если ты не будешь суетиться и вилять своей задницей!

«Один глоток» — это своего рода элитный клуб, куда входили заправщики, которым удалось перекачать 100 000 фунтов топлива не разрывая связи, за одну стыковку. При тех скоростях на это уходило минут двадцать. У летчиков американских ВВС, в свою очередь, был клуб «Миллион фунтов» — в него входили те, кто израсходовал миллион фунтов топлива за 10 вылетов и меньше (для этого надо было находиться в воздухе без посадки больше 20 часов). В проекте «Хромированный купол» миллионерами были все. Это была элита военной авиации.

Однако в ту ночь, едва пристыковавшись, заправщик неожиданно отсоединился и связался с пилотом:
— Прием, Уолтер! У вас утечка топлива со стороны правого крыла!

Майор Уолтер Таллок немедленно переговорил с командованием. Ему было рекомендовано прекратить дозаправку и уйти в зону ожидания над побережьем, где самолет израсходует большую часть топлива, после чего приземлится на ближайшую воздушную базу Сеймур Джонсон около Голдсборо. Через три минуты после этого разговора Уолтер обнаружил, что утечка усилилась до катастрофических размеров. Его «Боинг» потерял за это время 37 000 фунтов топлива.

Командующий экипажем принял решение приземляться немедленно, однако сделать это ему не удалось. На высоте 3000 километров «Боинг» потерял управление. Самолет начал стремительно падать. Майору и остальным членам экипажа оставалось только катапультироваться и, спускаясь на парашютах в кромешную ночь, наблюдать, как над огоньками ближайшего городка «Стратофортресс» разваливается на куски еще в воздухе и падает на дома мирных жителей словно огненный дождь, начиненный 8-мегатонным ядерным зарядом.

А затем была тишина. Пятеро из восьми членов экипажа успешно катапультировались. Двое погибли внутри горевшего самолета, один — из-за нераскрывшегося парашюта. На следующий день специальная команда зачистки прибыла на место катастрофы и собрала обломки, не предавая инцидент огласке. Что произошло на самом деле, стало известно только через пятьдесят лет, когда рассекретили документы. На борту потерпевшего крушение самолета были две бомбы. На одной из них еще в воздухе, когда «Боинг» начал разваливаться, сработал механизм запуска. Раскрылся парашют, снаряд был приведен в боевую готовность, и только один маленький переключатель (последняя стадия из четырех!) из-за сбоя автоматики не перешел в положение «взрыв». Эту бомбу команда зачистки нашла в целом виде: она свисала с дерева.

А вот со вторым снарядом повезло меньше: его парашют не раскрылся и он врезался в землю на скорости 310 метров в секунду. В результате бомба рассыпалась на запчасти, щедро посыпав местное хлопковое поле плутонием и ураном. Опять же по чудесному стечению обстоятельств цепная реакция ядерного заряда не была запущена.

«Никогда не забуду этот момент, — вспоминает лейтенант Джек Ревелль, возглавлявший команду зачистки. — Сержант на поле докладывает мне, что найден переключатель от второй бомбы. «Отлично!» – говорю. «Не совсем, лейтенант. Он находится в положении «взрыв». И мы смот­рим друг на друга, не понимая, почему той ночью Северная Каролина не взлетела на воздух».

Как выяснили эксперты много лет спустя, бомба активировалась в момент удара о землю, однако не взорвалась «только потому, что два проводка, которые должны были замкнуться, из-за смещения всех частей оказались на небольшом расстоянии друг от друга». Получается, что в ту ночь Северная Каролина, а также все восточное побережье США, включая Нью-Йорк, были в сантиметре от радиоактивного заражения!

Вторая стрела Калифорния

Мощность: 2 бомбы Mark 39 по 4 Мт каждая

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы
На кадре из фильма Кубрика «Доктор Стрейнджлав» – пилоты «Боинга Б-52»

Шел март 1961 года. О январском инциденте знало только высокое начальство. Пилоты, участвовавшие в операции «Хромированный купол», продолжали адреналиновую жизнь супергероев. Они мерились длительностью и экстремальностью полетов и, как рассказывали много лет спустя сами члены клуба «Миллион фунтов», пристрастились к употреблению стимуляторов во время воздушных марафонов. Декседрин, запрещенный в России препарат амфетаминовой группы, в 60-е годы распространяли в американской авиации легально — как лекарство, обостряющее внимание и помогающее бороться со сном. Побочным действием таблеток была потеря аппетита и эйфорическое чувство вседозволенности. Возможно, именно этот препарат стал причиной второй катастрофы проекта «Хромированный купол».

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы
Лейтенант- полковник Макгилл

События происходили 14 марта. Через 20 минут после вылета на суточное дежурство B-52 сообщил на базу: «Из вентиляционных отверстий в кабине пилотов идет горячий воздух. Пытаемся решить проблему». В течение последующих шести часов экипаж отчаянно боролся с нараставшей температурой в кабине, решив, что, пока показатели не достигнут критических значений, отважным пилотам американской авиации надлежит героически терпеть трудности. Кроме того, экстренно приземляться где-либо, кроме предписанной военной базы, с атомными бомбами на борту — означало нарушение режима секретности миссии и очень большие проблемы. Понятное дело, никому из пилотов не хотелось в это вляпаться. Экипаж надеялся, что дотянет до базы, хоть и придется попотеть.

Через шесть часов после начала полета с базы запросили о состоянии вентиляции. «Температура продолжает нарастать. В кабине около 40 градусов. Жарковато, но мы в состоянии продолжать полет». А через 14 часов после начала полета экипаж сообщил, что из-за нарастающей температуры стали лопаться стекла на приборной панели, также треснуло одно из лобовых стекол. К этому моменту жара в пилотной кабине «Боинга» достигла 70 градусов по Цельсию. Надо сказать, такая температура считается оптимальной для русской бани. Двое членов экипажа злополучного борта не выдержали «русской бани»: они лежали в состоянии температурного шока. Было решено спуститься до 3000 метров: на этой высоте можно было бы разгерметизировать самолет и впустить внутрь немного свежего воздуха. Разгерметизация принесла мгновенное облегчение, и командир экипажа доложил на базу, что борт планирует продолжить миссию.

То, что случилось дальше, лейтенант-полковник Макгилл, один из пилотов-ветеранов миссии «Хромированный купол», назовет «декседриновой эйфорией» в своей книге «Люди реактивной эры». Экипаж понимал, что самолет серьезно неисправен: помимо проблем с вентиляцией, еще во время первой дозаправки стало очевидно, что сломался датчик одного из топливных баков. Однако бравые пилоты продолжали выполнять свою миссию буквально «на одном крыле». Они летели в плотных слоях атмосферы, маневрируя между областями турбулентности, что требует гораздо больше топлива, и тем не менее запрос о дополнительной дозаправке поступил от них только на 21-м часу полета, когда самолет уже был недалеко от базы. В результате танкер едва успел поравняться с проблемным «Боингом», как тот вдруг начал терять скорость. В самый последний момент самолету попросту не хватило топлива, чтобы продолжить полет!

К счастью, пилот сумел на заключительном вираже, уже после того как экипаж успешно катапультировался, вывести борт в безлюдную местность и покинуть его как раз перед тем, как B-52 на скорости 100 метров в секунду врезался носом в ячменное поле неподалеку от городка Юба в Калифорнии. На этот раз еще до падения самолета обе атомные бомбы в режиме штатной блокировки взрывного механизма отделились от борта и в целости приземлились неподалеку.

Третья стрела Мэриленд

Мощность: 2 бомбы B53 по 9 Мт каждая

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы

Холод. Пронизывающий ветер. Его вой все еще оглушал Роберта, который, лихорадочно извиваясь, старался выпутаться из паутины парашютных строп и ветвей деревьев. Он был жив. Это удивительно после той мясорубки наверху. На минуту Роберт замер, прислушиваясь. Только шум ветра. Если бы случился ядерный взрыв, он бы уже случился. Все было бы по-другому. Уж точно не было бы так холодно. Вокруг по-прежнему бушевал снежный буран. С него все и началось.

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы

Еще час назад майор Роберт Ли Пэйн сидел в кабине «Боинга B-52», который 13 января 1964 года возвращался на базу после патрульного вылета в Европу по программе «Хромированный купол» (к тому моменту самолеты США летали не только по арктической, но и по европейской границе СССР).

Трансатлантический перелет был за плечами. Правда, немного беспокоило техническое приземление в Массачусетсе из-за проблем с двигателем, однако тамошние механики сказали, что все нормально. Решено было транспортировать самолет на базу в Джорджии. То есть это уже был расслаб­ленный полет домой, впереди выпивка, массаж, четыре выходных дня...

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы
Катапультирование в «Боинге B-52»

И вдруг над горами Сэвэдж самолет вошел в зону жесткой турбулентности. Тут бушевал снежный шторм. Огромный бомбардировщик кидало как авиамодельку. Пилот изо всех сил боролся со штурвалом, будто затеял армрестлинг с гигантским механическим снеговиком. И вдруг штурвал начал поворачиваться абсолютно свободно. Самолет потерял управление. Оторвало вертикальный хвостовой стабилизатор! За три дня до этого еще один B-52, правда он был без ядерной начинки, испытал похожую проблему, но умудрился приземлиться без хвоста. (Фото, запечатлевшее этот момент, стало одним из самых часто просматриваемых снимков «Боингов» в Интернете.) Однако в снежный шторм не стоило и мечтать о подобных фокусах.

«Всем срочно катапультироваться!» — приказал капитан. Пятеро членов экипажа, несмотря на вращение корпуса самолета и разгерметизацию салона, непослушными пальцами нажали кнопку «Eject».

Парашют раскрылся. Роберт помнил, как спускался в снежном вихре точно беспомощная снежинка, пока не приземлился на дерево, на котором запутался и висит сейчас. Наползают сумерки, и бушует буря. Роберт был штурманом, он умел ориентироваться в самых экстремальных обстоятельствах. Так, слева была река, она наверняка выведет к людям. Надо выпутаться, добраться до земли, идти к реке! Забрать рюкзак с набором для спасения. Но это невозможно, пальцы стынут и деревенеют. Просто нажать кнопку сброса парашюта. Вот так...

Десятиметровое падение слегка смягчили ветки и снежный сугроб. Боль. Роберт лежал и чувствовал, как в его теле борются холод и боль. Все-таки надо идти! Он кое-как сориентировался в завывающей тьме и пошел, пополз, заковылял в нужном направлении, падая, теряя сознание, дрожа всем телом. Чтобы преодолеть пять километров до реки, у Роберта ушел не один час. Но, достигнув цели, в темноте он упал с обрыва на камни и уже не очнулся.

5 случаев, когда военные случайно теряли атомные бомбы
Бомба B53

Его тело нашли спустя два дня. Такая же судьба постигла стрелка, которого обнаружили у реки с вмороженными в лед ногами. Возможно, он попытался пойти по замерзшему руслу, однако провалился и не смог выбраться наружу. Капитан и второй пилот удачно приземлились в населенной местности. Они сообщили о катастрофе и помогли найти корпус самолета, внутри которого все еще находились атомные бомбы. По сообщению военных, бомбы получили «незначительные повреждения». Насколько они были незначительными, мы, вероятно, уже не узнаем. Однако Пентагон, который находится всего в 250 километрах от места катастрофы, снова вышел сухим из воды!

Комментарии

0

Поток событий

  • Один из фантастической четверки LG SIGNATURE
  • SKODA
  • Tissot Everytime Swissmatic: стильная механика
Январский номер
Январский номер

Целый месяц длилось голосование на нашем сайте, где 100 самых сексуальных красавиц России сражались за титул победительницы. И вот итоги подведены.

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик