Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Богатство и бедность пахнут по-разному: нейропсихологи объясняют, как именно

Некоторые запахи автоматически сообщают нам о состоятельности собеседника, а другие — навевают мысли о том, что он едва сводит концы с концами.

22 марта 20246
Богатство и бедность пахнут по-разному: нейропсихологи объясняют, как именно
Источник:

кадр из х/ф «Паразиты», 2019

Ароматы — это важный источник информации, которую наш мозг мгновенно анализирует. Запахи способны изменить наше настроение, активировать давно забытые воспоминания, расположить к собеседнику или наоборот. Нейропсихолог и гипнолог Кира Феклисова отмечает, что с ароматом мы можем связать даже социальный статус человека, настолько стойкими бывают ассоциации.

Как связаны запахи и благосостояние

Эксперт отмечает, что для формирования связи между запахом и социальным статусом важны четыре фактора.

  1. Эмоции. Если запах нам приятен, мы чувствуем приятное волнение, расслабляемся, улыбаемся. Если нет — боремся с отвращением, становимся тревожными. Эмоции, которые у нас возникают, мы тут же проецируем на того, кто источает тот или иной запах.

  2. Память. Воспринимая запах, наш мозг тут же старается распознать его и классифицировать. Эти процессы происходят в миндалине и гиппокампе, которые связаны с воспоминаниями. Так что ассоциации, иногда самые неожиданные, рождаются именно здесь.

  3. Условный рефлекс. Чем чаще мы чувствуем тот или иной запах в определенном контексте, тем больше приучаемся, что они идут в тандеме. И реагировать начинаем стереотипно (отшатываемся от человека неприглядного вида на улице и т.д.).

  4. Культурный и социальный код. Определенные ароматы в разных культурах могут ассоциироваться с высоким социальным статусом. Иногда ассоциации усиливаются благодаря рекламе (например, дорогих духов).

Запах бедности

Богатство и бедность пахнут по-разному: нейропсихологи объясняют, как именно
Источник:

кадр из х/ф «Паразиты», 2019

  • Газ или керосин. Эти запахи очень часто ассоциируются с низким уровнем жизни (тесная коммуналка, переполненная кухня, горящие синим конфорки).

  • Пот. Неудивительно, что все так пытаются от этого запаха избавиться. Многим он напоминает о тяжелом физическом труде, а значит, о низкооплачиваемой работе. Воспринимается этот аромат и как признак неухоженности, неряшливости.

  • Сигаретный дым. Считается, что курящих людей больше среди тех, кто не может похвастаться хорошими доходами, страдает от вредных привычек и зависимости.

  • Дешевый алкоголь или похмельный перегар. То же самое: у нас мгновенно возникает ощущение, что человек не может позволить себе спиртное подороже, ведет беспорядочный образ жизни, не контролирует себя.

  • Сырость и затхлость. Еще одна стойкая ассоциация с жилищными проблемами.

  • Резкий запах средств для уборки. Запах хлорки и других жидкостей для дезинфекции связаны у нас с государственными больницами, диспансерами и другими учреждениями советского типа.

Богатство и бедность пахнут по-разному: нейропсихологи объясняют, как именно
Источник:

кадр из х/ф «Паразиты», 2019

Запах богатства

  • Чистота и свежесть. Ненавязчивые ароматы в дорогих ресторанах, магазинах, отелях и спа создаются благодаря лаванде, мяте, флердоранжу, бергамоту, зеленому инжиру.

  • Дерево. Часто «комфортные» и успокаивающие запахи раскладываются на такие ноты, как амбра, кедр, сосна, сандал, пачули. Такие диффузоры вешают в салоне фешенебельных автомобилей.

  • Дорогой продукт или алкоголь. Некоторые ароматы тут же ассоциируются у нас с высоким социальным статусом. Это может быть терпкий и резкий запах выдержанного сыра, качественного виски или коньяка, хамона, устриц и т.д.

  • Запах определенного места. Часто у нас возникают индивидуальные ассоциации. Например, побывав в салоне красоты премиального уровня, где приятно пахло (и мы даже не понимаем чем), мы навсегда запомним, что этот запах ассоциируется с большими деньгами и благополучием.

Богатство и бедность пахнут по-разному: нейропсихологи объясняют, как именно
Источник:

кадр из х/ф «Паразиты», 2019

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения