Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как не вестись на провокации: методы поведения на трех уровнях конфликта

В нашем современном мире, когда за каждым углом тебя ожидает хитрый обман, который, в свою очередь, является еще более хитрым обманом, искусство не вестись на разводки становится одним из главных условий выживания.

19 июня 20206

Руководствуясь советами Карстена Бредемайера, гуру риторики и автора книги «Искусство словесной атаки», ты сможешь легко отбрить провоцирующего ссору собеседника, не начищая ему лицо. Карстен разделяет конфронтацию на три уровня. Если не удается найти общий язык на одном из них, переходи на следующий.

Как не вестись на провокации: методы поведения на трех уровнях конфликта

УРОВЕНЬ 1

ПРЕДМЕТНЫЙ ДИАЛОГ

Эксперт определяет провокацию как «словесную угрозу для репутации». Если собеседник пытается выставить тебя в невыгодном свете («А, так это ты тот дурачок, которого обманули Кот и Лиса!»), главное — не оправдываться.

Твой ответ должен быть трехчастным: А — оценка оппонента («Вы явно не разобрались в вопросе» / «Вас ввели в заблуждение»); Б — изложение фактов («Я, наоборот, преуспел с земельными подрядами в Стране Дураков»); В — доказательства («А иначе откуда у меня двести золотых?»).

Эта структура ответа также неплохо работает, когда оппонент уводит публичную дискуссию в сторону: А — «Вы нарочно пытаетесь сменить тему?»; Б — «Мы собрались, чтобы обсудить статистику за квартал»; В — «У меня тут слайды, а вы просто сотрясаете воздух».

ГОВОРИ ЖЕСТЧЕ…

Чтобы победить на первом уровне, нужно придать речи максимум убедительности:

используй веские выражения (больше слов «только так», «однозначно», «точно» и как можно меньше «наверняка» и «может»);

замени общие призывы на персональные (вместо «Давайте вернемся к нашей теме» — «Сергей, как только вы вынете щеку изо рта, скажите, что вы думаете о…»);

говори только в активном залоге (вместо «Я хотел бы» — «Я хочу»);

отвечай на провокацию как можно короче. Даже трехчастная структура Карстена не предполагает длинных фраз. «Чем длиннее ответ, тем очевиднее для провокатора и окружающих слабость твоей позиции». Заведомо бредовые провокации («Вы сегодня ели детей?») вообще игнорируй.

…ИЛИ ПЕРЕВОДИ РАЗГОВОР

Иногда базовый способ ведения диалога не работает (выпад провокатора не лишен оснований, у тебя нет доказательств обратного). Скажем, девушка говорит тебе, что «Все мужики козлы, и ты тоже». Тут уже трехчастный ответ не поможет. Выкрутиться можно так:

ответь на выпад вопросом, желательно тоже провокационным («С чего ты взяла? Опять перечитывала переписку с бывшим?»);

вынеси провокацию за рамки разговора («Это какая-то странная теория. Скажи, что конкретно тебя не устраивает»);

переадресуй выпад («Я не в теме. Может, тебе это лучше обсудить со своей мамой?»);

интерпретируй реплику в свою пользу («Это ты так намекаешь, что тебе мало секса?»).

УРОВЕНЬ 2

ФОНТАН ЭМОЦИЙ

Если диалог постепенно распадается на отдельные брызги слюны, переходи на эмоциональный уровень. Твоя задача — показать, что поведение визави тебя забавляет или искренне заботит (эксперт называет это «эмоциональной желтой карточкой»).

Прими непринужденную позу, улыбнись и произнеси: «И какого хрена все это значит?!» «В девяти случаях из десяти это возвращает беседу в деловое русло», — уверен Бредемайер.

УРОВЕНЬ 3

ОТСТРОЙКА

Если не сработал эмоциональный уровень, отказывайся обсуждать что-либо, кроме возмутительного поведения провокатора. Проведи эмоциональную черту и не позволяй переступать за нее: «Такое поведение разрывает отношения. Если вы не вернетесь к диалогу, мы прекращаем переговоры».


Читай также: «Маленький победоносный холивар: как устроены конфликты в соцсетях».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения