«Любовь к трём Цукербринам» Пелевина. Бестселлер на твёрдую четвёрку

Даже если у тебя еще не дошли руки до новой книги Виктора Пелевина, ты все равно сможешь порассуждать о ней в интеллигентной компании за чашечкой пива. Потому что сейчас в общих чертах узнаешь, о чем она.

«Любовь к трём Цукербринам» Пелевина. Бестселлер на твёрдую четвёрку

Говорят, что Виктор Пелевин когда-то заключил со своим издательством договор, согласно которому каждый год (или около того) он будет выпускать новую книгу. Другие утверждают, что такого договора не существуют. Многие уверены, что и самого Пелевина нет. Сам Пелевин вообще утверждает, что реальность — иллюзия. Как бы то ни было, романы выходят регулярно. В них Виктор Олегович по-своему объясняет, что с нами происходит прямо сейчас. Правда, в «Любви к трём Цукербринам» наметилось некоторое отставание.

На этот раз в центре повествования (или, если забегать вперёд, его отсутствия) оказались социальные сети, приложения и вообще высокие технологии. Если коротко, то наш мир — поле битвы добра и зла, и технологии — скорее оружие Тьмы, чем наоборот. Достаётся и айфонам, и Google, и даже игре Grand Theft Auto V (хотя GTA нам кажется куда добрее и человечнее Гугла). Чтобы читатель принял его сторону, Пелевин жонглирует мирами, эпохами и сюжетами.

С последними на этот раз как-то особенно сложно. Прежде чем вытащить свой излюбленный конструктор «простой молодой человек неожиданно становится частью элиты и понимает, как всё на самом деле устроено», Виктор Олегович до-о-олго (220 страниц из 449) рассуждает, проповедует и вводит в курс дела. История при этом почти не развивается.

Первую половину книги занимают рассуждения некоего Киклопа, который был обычным московским бездельником, но, благодаря сомнительным эзотерическим упражнениям обрёл знания и занудство силу. Две сотни страниц Киклоп пересказывает, что у его создателя накопилось в голове за год. И вот здесь прячется главный недостаток романа: пытаясь шагать в ногу со временем, автор то и дело сбивается и отстаёт.

Во-первых, чеченские террористы, которые иногда всплывают в текстах Пелевина и на этот раз становятся важным двигателем сюжета. В последний раз о них говорили в конце прошлого года и с тех пор, к счастью, о них мало что слышно. Тьфу-тьфу-тьфу. Со времени печальных событий в Волгограде произошло ещё много чего (тоже, впрочем, неприятного), и эта тема уже не кажется такой острой.

Во-вторых, высказывания о хипстерах и других креаклах. Виктор Олегович называет этих людей «блютусно-вайфайными големами». Они, конечно, заслуживают обрушенной на них иронии, но… Блютусно? Можно ещё про ИК-порты вспомнить. Люди, которые в школьные годы осваивали Bluetooth, недавно повели детей в школы. Всё чаще высказывания Пелевина о современных людях и технологиях вызывают не уважение, а эмоцию вроде «Дед опять за своё». Опять же, сравнение борьбы Света и Тьмы с игрой Angry Birds. Кажется, даже её создатели редко вспоминают о том, что когда-то птиц можно было метать в свиней. И тема «2048» не раскрыта!

Только потом нам на блюдечке подают сюжет в духе «Матрицы», с людьми-овощами, тотальным контролем, прозрением и мыслями о бунте. Про эту часть ничего хорошего сказать не получается. Как и плохого.

Впрочем, про каждую книгу Пелевина говорят что-то подобное. А через год идут и покупают новую. Во-первых, Виктор Олегович — один из немногих писателей, которые умеют сочинять литературные «блокбастеры» о наших с вами реалиями. Пелевина уже можно было бы называть «наше всё», если бы не Владимир Сорокин, претендующий примерно на то же звание. Во-вторых, интересно же, что там с нами дальше будет.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик