С чего начать слушать джаз

Современный человек отказывает себе в джазе не потому, что джаз скучен, старомоден или неприятен. А банально потому, что не знает, с чего начать. Исправить ситуацию сложно, но музыкальный редактор MAXIM и не такое умеет!

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь, каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет — а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, чищенная, рубленая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием «Картошка». Что брать, что? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка записана в 1917 году, почти сто лет назад. Число джазовых музыкантов исчисляется неисчислимыми тысячами. И что самое страшное — у каждого в дискографии по 30-70 пластинок, в разы больше чем у поп- и рок-артистов. На этом месте можно пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу.

Отметим сразу важный момент — по большому счету джаз легче всего разбить на две категории: вокально-песенный и инструментальный.

Первая — по-сути эстрада, поп-музыка первой половины прошлого века, там нет каких-то сложностей с инициацией — слушаешь любимые популярные шлягеры и в ус не дуешь. What a Wonderful World, Strange Fruit, Summertime, How High the Moon и далее по хит-парадам прошлого.

Но радио-шлягеры — явно не то, что хочет получит от джаза человек взрослый и образованный. Потому что есть другая категория — джаз инструментальный, самый разнообразный глубокий и необъятный. Его раскусить куда сложнее, но мы облегчим тебе задачу. MAXIM отобрал минимум — ровно 13 дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей. Большинство из них инструментальные, но есть и примечательные исключения.


Самый легкий джаз

Glenn Miller Orchestra — In the Digital Mood, 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале — испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напоминаем, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).

В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий «тот самый вкус», после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки — понять невозможно.


Stan Getz and Joao Gilberto — Getz/Gilberto, 1963

Так называемый «латинский джаз» — невероятно распространенный, и самый, наверное, легкоусваиваемый джазовый жанр. Вряд ли мы найдем человека, у которого возникнуть от него аллергия. Вот эта работа столпов жанра Стэна Гетца и Жуана Жилберту содержит почти самый затасканный джаз-хит все времен («Девушка с Ипанемы»). Плюс укомплектована невероятно изящным материалом, за который не стыдно и любителям джаза посерьезнее.

Если этот альбом тебя не пробьет, с великой долей вероятности можно утверждать, что джаз для тебя потерян.


Классический джаз

Louis Armstrong and Duke Ellington — The Great Summit, 1961

Для большинства обывателей Армстронг — это такой простуженный певец, будто косящий под Тома Уэйтса и записывавшийся с Эллой Фитцджеральд. В реальности Армстронг в первую очередь именно трубач. Не говоря уже о том, что он был мощнейшим двигателем джаз-прогресса и ключевой фигурой в популярной музыке первой половины XX века. Так же, как The Beatles — во второй.

Если тебя его труба мало беспокоит и хочется тупо песен — то хватит его альбома госпелов «Louis and the Good Book» (1958). Если же хочется и того и другого, и побольше — то вариантов тьма, но оптимальным представляется вот этот блюзовый документ единственной встречи Армстронга и Дюка Эллингтона в присутствии свидетеля-магнитофона.


Django Reinhardt and Stephane Grapelli — The Ultimate Collection, 1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт — для гитаристов всего мира нечто невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.

Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) — они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны. Создавалась та музыка во времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей — подойдет альбом «Djangologists» (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.

С чего начать слушать джаз

Count Basie — The Complete Atomic Basie, 1957

Название и обложка говорят сами за себя — здесь очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями «The Atomic Mr. Basie» или «E=MC2».


Oscar Peterson — Night Train, 1962

Оскар Питерсон — даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара — десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта «Caravan», записанную вместе с Диззи Гиллеспи.

Можно пойти наперекор традициям и попробовать для старта его первую сольную пластинку «My Favourite Instrument» 1968 года. Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. Но если хочется популярного, и в составе оркестра, то тебе пригодится 'Night Train', записанный шестью годами ранее.


Dave Brubeck — Time Out, 1959

Альбом 'Time Out' венчает собой переломнй период, когда джаз пытался быть и популярным и экспериментальным, вызывающим одновременно. И здесь найдется бессмертная композиция 'Take Five', без которой ты точно дальше не продвинешься.


Интеллектуальный джаз

Miles Davis — Kind of Blue, 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение — бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на «народный» и «интеллектуальный», для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.

В частности в 1959 году мир впервые услышал «Kind of Blue» — одну из первых и самых знаменитых работ в стиле «модальный джаз». Предупреждаем, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она — нет, конечно, не отпугнет — но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.


John Coltrane — A Love Supreme, 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда «если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!». Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения — порознь или одновременно.

Если опять пользоваться рок-аналогиями, то «A Love Supreme» Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и «The Dark Side of the Moon» в музыке нашей с тобой эпохи.


Charles Mingus — Mingus Ah Um, 1959

Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к тебе чтобы доказать — умный джаз не обязан быть занудным, грузить нравоучениями и парить мозг. «Mingus Ah Um» в сущности своей серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.


Don Ellis — Soaring, 1973

Та самая пластинка, на которой можно найти каноническую версию темы 'Whiplash', ставшую стержнем одноименного фильма (в русском прокате его, правда, перевели как «Одержимость»). Весь альбом пронизывают нестандартные размеры и ритмы, неожиданные фольклорные элементы, да много чего, что делает его совершенно нескучным.


Долбанутый джаз

Ornette Coleman — Ornette!, 1962

В маниакально-психопатических областях джаза некоторые способны копаться бесконечно. Даром, что их навалом — экспериментальный, авангардный, и в первую очередь — фри-джаз (обычно все это играется одновременно). Другое дело, тысячу раз стоит подумать, прежде чем рекомендовать кому-то хоть одну пластинку.

Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях — это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Он один из немногих титанов джаза, который успел выступить в России. Для старта альбом Ornette!, наверное, идеален — здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски — то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.


John Zorn — Naked City, 1990

Ключевая пластинка в поистине бесконечной дискографии главного титана современного джаза. Хотя в данном случае правильнее это называть фьюжном, так как налицо использование запрещенных электрических инструментов и наличие порой брутальных, практически хардкоровых композиций, где мелодия и ритм могут менять по двадцать раз в минуту. Саксофонист Джон Зорн стал точкой входа в джаз для сотен тысяч меломанов, считавших джаз унылой старомодной тоской.


Комментарии
Октябрьский номер
Октябрьский номер

Новости партнеров
Рекомендуем
Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик