Святой бетон

Всего полгода назад на английском языке появился правильный (не цензурированный) вариант культового французского комикса “Инкал”. Мы разбираемся в том, зачем его читать (даже при том условии, что ты не поймешь ни слова из его диалогов)

Святой бетон

В далеком 1975 году чилийский кинорежиссер Алехандро Ходоровски (“Крот”, “Святая Кровь”), перебравшись в Париж, задумал снять экранизацию одного из самых известных научно-фанастических романов XX века - “Дюну” Фрэнка Герберта. Мировой кинематограф до сих пор не знает столь амбициозного, но так и не воплощенного проекта. Замысел Ходоровски был воистину эпический: Сальвадор Дали, не нуждающийся в представлении, разрабатывал для этого фильма концепцию “мира будущего”, швейцарский художник Ганс Руди Гигер создавал ландшафт и вид песчаных червей (гигантских насекомых, играющих ключевую роль в сюжете романа), а француз Мебиус рисовал сториборд, технику и костюмы. На роль главного злодея был приглашен голливудский гений черно-белого кино Орсон Уэллс, падишаха-императора должен был сыграть опять же Дали, записывать саундтрек позвали Рink Floyd - короче, здесь уже можно падать в обморок. Однако, так и не приступив к съемкам, команда потратила 2 миллиона долларов из бюджета (пятую часть) и решила делать 14-ти часовой фильм. Продюсеры испугались таких цифр и сбагрили проект Дино Де Лаурентису - итало-американской легенде послевоенного кинематографа (он продюсировал фильмы Фелинни, Годара, Висконти и даже один Эльдара Рязанова). Тот посадил в режиссерское кресло Ридли Скотта и полностью обновил команду. На этом этапе фильм решили делать двухсерийным и переписали сценарий, но через семь месяцев упорной работы - на дворе уже 1979 год - все окончательно развалилось. Новый режиссер не выдержал, поссорился с Лаурентисом (в основном из-за того, что опять втихую позвал Ходоровски консультантом) и ушел снимать нетленку “Бегущий по лезвию”. Позже на руинах этого проекта свою “Дюну” сделал Дэвид Линч, а Скотт с Гигером - “Чужого”. Прости за неймдроппинг, но все это - фамилии первой величины, их просто невозможно не упомянуть.

Многие фанаты до сих пор мечтают заиметь машину времени и отправиться в семидесятые, чтобы изменить ход вещей и дать “Дюне” состояться. Но нет худа без добра - взамен фильма Ходоровски с Мебиусом сделали не менее легендарный комикс “Инкал”, использовав для него все материалы, которые они наработали за пять лет работы над “Дюной”.

“Инкал” начался как сон, то есть, сказать по правде, он и был сном. После продолжительной депрессии от лопнувшего проекта Ходоровски приснился сам себе, сидящим в туманном пространстве и взывавшим к своему “внутреннему существу”. Будучи наяву психотерапевтом-любителем, спиритуалистом и исследователем карт Таро, он вызывал свое внутреннее “Я” на серьезный разговор. “Я” ему через какое-то время ответило и предстало перед своим носителем в виде двух пирамид, кружащихся в пространстве. Отлично, подумал режиссер, теперь надо с этими штуковинами соединиться обратно - когда ему это удалось, все пространство сна озарилось ярким светом. Проснувшись, мастер сел писать сценарий для комикса по мотивам этого сновидения, в котором решил игнорировать всякую логику и здравый смысл, и вознамерился дать слово своему подсознанию. Чуть позже к нему присоединился Жан “Мебиус” Жиро - во Франции уже известный создатель рисованных историй (на его счету непревзойденный “Арзак” и “Блюберри”) - тоже причащенный и просветленный субъект. Тем не менее, Мебиус оказался в этой команде более здравомыслящим участником и притормозил пыл Ходоровски, призвав его не увлекаться эзотерикой и сделать комикс таким, чтобы его можно было хотя бы прочесть. Метод выбрали удивительный: погрузившись в транс, режиссер исследовал свои глубины, а, пробудившись, выкладывал художнику все как на духу. Тут же на месте они договаривались об именах и названиях, и Мебиус приступал к наброскам – нераскрашенный комикс закончили за четыре дня. Правда, чтобы выпустить в свет все то, что они навыдумывали, потребовалось почти десять лет.

Садясь читать “Инкал”, ожидаешь увидеть все, что угодно, но только не то, что на самом деле имеется в этом шестисерийном графическом романе. А имеется там идиотизм в планетарных масштабах. Строго говоря, комикс этот - космоопера, действие которой происходит в вымышленной вселенной Jodoverse (по аналогии с гербертовской Duneverse и приплюсованной к ней фамилией Jodorowsky), где миром правит император-гермафродит, а раса четырехногих Бергов из соседней галактики пытается отобрать у него власть. К главному герою Джону Дифулу, частному детективу категории Б, совершенно случайно в руки попадает загадочный пирамидальный кристалл - “белый инкал”, сила которого, как говорят, должна уберечь всю вселенную от неминуемого коллапса. Президент-наместник гермафродита вызывает Дифула на аудиенцию, где просит передать инкал в правильные руки. Дифул ему отказывает и сбегает к загадочной касте Техносвященников, у которых в это время неожиданно появляется второй кристалл - “темный инкал”. В то же время на планете вспыхивает бунт, которым руководит повстанческая группа “Амок”, под предводительством загадочной и полуголой девицы Танаты и ее наемного антропоморфного волка - им нужны оба кристалла, они тоже хотят править миром. Для поисков Дифула полуголая девица нанимает суперкрутого охотника за головами, давно отошедшего от дел - Метабарона. И на этом месте, к счастью, первый выпуск заканчивается. Идиоты в этой истории все, за исключением разве что Метабарона - он вышел очень достойным персонажем (Cталоне с IQ 180, модный кожаный прикид, блестящая лысина и собственный бэтмобиль). Все действие настолько нелепо и немотивированно, что через каждые две страницы ты будешь спрашивать себя - зачем я это, боже всемогущий, читаю.

К счастью, за мучительное и странное погружение в эту историю “Инкал” благодарит читателя – в итоге понемногу вникнешь во все, что Ходоровски там зашифровал. Например, его персонажи основаны на картах Таро (DeFool - это, естественно, “Дурак”), героиня Анима пришла в комикс из психологии Юнга, а отношения придурка Дифула c его ручной бетонированной птицой (у которой любимое восклицание - “Святой бетон!”) отчетливо напоминают великого Тинтина со своим псом Милу. И таких моментов озарения в “Инкале” сотни - Википедии всего не охватить. Упомянем и о достоинствах вселенной: создатели комикса даже судились одно время с Бессоном за то, что тот якобы украл весь антураж и перенес его в свой “Пятый элемент”, но проиграли. К тому же, рука Мебиуса - это лучшее, что происходило в европейском комиксе за весь двадцатый век. Обещаем, к третьему выпуску ты не сможешь оторваться от “Инкала”.

Напоследок заметим, что на русском языке официально этого комикса не существует - есть кривейшие любительские переводы первых двух выпусков, выполненные, к тому же, по перекрашенному и цензурированному американскому изданию. Только в феврале этого года “Инкал” вышел по-английски в первозданном виде - с голыми женщинами и правильными цветами Мебиуса.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик