Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?

На это ответим мы, а на наши вопросы — сам Лоренс ван ден Акер.

Голландец Лоренс ван ден Акер — рок-звезда среди автомобильных дизайнеров. Высокий, подтянутый, совершенно не выглядит на свои 52. Поработав дизайнером экстерьера в Audi, шефом перспективной дизайн-студии Ford и главным дизайнером Mazda, в 2009 году Лоренс пришел в Renault и не просто возглавил отдел дизайна — по должности он старший вице-президент. По сути, он определяет не то, как выглядит тот или иной автомобиль, а в каком направлении будет развиваться весь модельный ряд.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?

В мировом автомобильном сообществе ван ден Акера знают не только по его работам. На публике дизайнер появляется всегда в классическом костюме-двойке и… кроссовках. Ну или кедах. Или, если угодно, сникерах. Главное, его обувь всегда изготовлена на заказ. Кроссовки Лоренса повторяют цвета нового автомобиля, концепт-кара или серийной премьеры, которую он представляет в этот день.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?

Пробившись к знаменитому голландцу на аудиенцию, мы начали с пристойных вопросов, но потом осмелели и спросили даже про Logan.

Заметен тренд на индивидуализацию автомобилей: можно заказать другой цвет крыши, контрастные наклейки, несметное число вариантов отделки интерьера… Например, в России есть программа индивидуализации Atelier Renault для кроссовера Kaptur. Говорят, для машин будущего даже кузов можно будет изготовить индивидуально, на 3D-принтере. Вы готовы к такому повороту?

Лет десять назад люди, приходя ко мне на интервью, частенько начинали с того, что все автомобили стали слишком похожими. Сегодня я уверенно отвечаю: нет! У нас больше выбора, чем когда-либо. Можно купить машину большую, но недорогую, и наоборот — компактную, но быструю и навороченную. А еще можно выбирать из множества цветов и даже сочетать их. Спортивных моделей и суперкаров вообще никогда не было так много, как сегодня. И если заглянуть вперед, для дизайна наступают отличные времена. Рынок требует персонализированных автомобилей. И для нас проще создать автомобиль для тебя и для тебя, чем один для ста тысяч человек. И чем дальше и глубже зайдет персонализация, тем нам будет интереснее. Десять лет назад люди сравнивали автомобили с динозаврами, теряли к ним интерес. А теперь у вас в машине Google, Apple и вообще все, что вы хотите. И нам здорово работать в таких условиях, здесь и сейчас.

У Renault уже целая линейка электромобилей, и их будет еще больше. Все идет к тому, что двигатель и аккумуляторы станут некой плоской платформой с колесами, а механических органов управления не останется. Значит, у дизайнеров будет существенно больше свободы. Какие привычные нам элементы исчезнут первыми? Капот? Решетка радиатора?

Электромоторы позволяют более эффективно использовать пространство: при равной мощности электрический двигатель занимает лишь 60% пространства, которое потребовалось бы тепловому. Так что прежде всего мы собираемся увеличить вместимость интерьера при нынешних габаритах автомобиля. Решетка не исчезнет. По иронии, электромобилям тоже нужны радиаторы охлаждения — не для мотора, а для батарей. К тому же решетка дает автомобилю лицо. Не хотелось бы от нее избавляться — получится лицо без носа. А свободы действительно намного больше. Батареи в пределах шасси мы можем располагать как угодно — в этом преимущества и для дизайна, и для ходовых качеств, и для устойчивости. Как ты знаешь, разгон у электромобилей фантастический. Все, что нам нужно, — больше мощности от меньшей массы батарей.

Получается, дизайн не всегда будет зависеть от функции? Эту вечную связь наконец-то получится разорвать?

На электромобилях еще не получится, они тоже требуют своих поправок. Если ездить в городе от светофора к светофору, то на одной зарядке можно проехать сотни километров: при каждом торможении батарея заряжается. А самой энергозатратной оказывается равномерная езда по автобану на скорости 130 км/ч*. То есть ровно наоборот, чем у бензинового автомобиля! Заметь, чем больше у электромобиля запас хода, тем больше люди будут ездить на дальние расстояния. И нам придется это учитывать. До 50 км/ч аэродинамика не играет большой роли, но потом… Чтобы снизить сопротивление воздуха, нужно делать узкие колеса, широкую и низкую переднюю часть и узкую заднюю. И с этим нам придется работать… Пока не изобретут какие-нибудь чудо-батареи. Вот тогда, может быть, станет полегче.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
Лоренс имеет в виду концепт-кар Renault Eolab 2014 года. Для Renault он стал важнейшей исследовательской лабораторией на колесах и за невероятную концентрацию передовых технологий получил от журналистов прозвище «Clio за миллиард евро». На борьбу за снижение веса и аэродинамического сопротивления положили уйму сил, пожертвовав буквально всем. В результате автомобиль расходовал 1,0 л бензина на 100 км пути, но не отличался изысканными пропорциями или изящными формами. Ну а узенькие колеса ты, вероятно, уже заметил

* Равномерная езда на скорости 90—110 км/ч – самый экономичный режим для автомобиля с бензиновым мотором. Высшая передача, низкие обороты двигателя, умеренное сопротивление воздуха. А вот постоянные разгоны и торможения, напротив, гарантируют большой расход топлива. У электромобилей все наоборот — многие из них не имеют коробки передач, ведь электромотор выдает максимум крутящего момента, как только вступает в действие. И, в отличие от двигателя внутреннего сгорания, на высоких оборотах его отдача падает, хотя заряд батареи расходуется с поразительной быстротой. Вот поэтому Tesla Model S, обгоняющая суперкары на разгоне до 100 км/ч, не может похвастать приличной максимальной скоростью, в то время как на мощных немецких машинах с ДВС максималку приходится ограничивать электроникой. Зато для города электромобили приспособлены идеально: при каждом торможении они преобразуют часть кинетической энергии обратно в электрическую и возвращают ее в батарею, а не рассеивают впустую в виде тепла в воздухе.

Со сменой поколений сильно изменились модели Renault, которые в свое время открыли новые сегменты, — Espace, Scenic. Их будто изобрели заново, и речь прежде всего о дизайне. Что произошло, дизайнеры захватили власть в компании?
Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
Когда-то Espace стал первым европейским минивэном. Казалось, в этом жанре все давно придумано, и большие семейные машины такими и останутся — высокими, нескладными, но очень просторными. И уж точно не агрессивными, не престижными. Espace пятого поколения перечеркнул все и показал, что это не так

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?

Я не занимаюсь планированием модельной линейки, но я придаю ей форму. Каждая новая модель — плод долгих переговоров между планировщиками, дизайнерами и инженерами. И Scenic действительно получился прорывным. Интерес к некоторым сегментам рынка падает, когда машины костенеют и перестают меняться. В этом случае надо или переключиться на что-то другое, или попробовать вдохнуть жизнь в привычный жанр. Компакт-вэны — что-то предсказуемое и скучное, Scenic должен был преобразиться, чтобы выжить. Мы решили сохранить дизайн концепт-кара и огромные колеса, стараясь не уменьшить функциональности интерьера. Получилось! Так что дизайнеры в Renault не только выполняют задачи, но и вносят прорывные предложения.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
Это не концепт-кар, а серийный Renault Scenic. Таким крутым практичный семейный автомобиль делает единый купол салона, напоминающий кабину штурмовика. И колеса 20-дюймовые! Впервые на компакт-вэне это базовый размер

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
Обувь Лоренса в день премьеры

Когда приглашают дизайнера уровня ван ден Акера, от него ждут разработки нового фирменного стиля. Сделать красивый автомобиль — не проблема, особенно если у тебя целый штат классных дизайнеров. А вот создать новое лицо, чтобы каждая модель безошибочно узнавалась как Renault, и нечаянно никого не скопировать (ведь, кажется, уже все нарисовано!) — это задача для настоящего стратега. И Лоренс справился блестяще.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?

Однако именно российский рынок подкинул ему непростое испытание. Как ты знаешь, в группу Renault входит румынкая марка Dacia. Это тот же самый французский инжиниринг и общая с Renault дизайн-студия, но бренд иной — народный, демократичный. И ван ден Акер создавал стиль для каждой из марок, стараясь максимально увести их друг от друга. Нынешнее поколение Logan и Sandero рисовали уже под его руководством.

И вот сюрприз: в России Logan и Sandero продаются под маркой Renault! У них богаче отделка интерьера и длиннее список оборудования, они адаптированы специально для России, но ведь кузов остается тем же самым! И команде Лоренса пришлось превращать Dacia в Renault после того, как они приложили столько сил, чтобы дизайн этих марок был разным.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
Обе машины — Sandero Stepway. Только справа Dacia, а слева Renault

Трудно было превратить Logan и Sandero из Dacia в Renault? Ведь простая замена эмблемы тут бы не помогла...

Эмблема для Renault — не то, что ты приклеиваешь на капот в самый последний момент. Это неотъемлемая часть дизайна. Линии и формы увязаны с ним. И даже если его убрать, ты все равно узнаешь Renault — это хороший способ проверить, насколько сильным получился фирменный стиль. Так что в случае с Logan и Sandero пришлось сделать новые фары, капот, передний и задний бамперы. Конечно, в идеальном мире я бы предпочел сделать машину для российского рынка с нуля, но в жизни такое не всегда возможно. Думаю, с задачей мы справились хорошо.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
Лоренс ван ден Акер и легендарный гонщик Ален Прост представляют на автосалоне в Москве концепт-кар Renault R.S. 01, 2014 год

Самый свежий на сегодняшний день концепт-кар Renault — электрический Trezor, представленный в Париже прошлой осенью.

Среди серийных автомобилей, созданных командой ван дер Акера, самый актуальный — большой кроссовер Koleos. Его продажи в России стартовали в этом году. Новый фирменный стиль Renault отлично лег на форму крупного полноприводника.

Почему все следят за цветом кроссовок главного дизайнера Renault?
На этом эскизе Koleos изображен рядом с седаном Talisman. Renault в обоих узнается безошибочно, хотя у автомобилей разные агрегаты, платформа и даже страна происхождения (Koleos производят в Южной Корее на заводе Renault-Samsung)

Вот так кроссовер выглядит в серии: А вот несколько эскизов из запасников дизайн-центра Renault:

Комментарии

0
Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик