Блог Марии Микулиной об истории.
Мария Микулина, 09.08.2013

Метро 1903: страшнее метро 2033

title

Метро – неиссякаемый источник стресса для каждого второго жителя большого города. (Или для каждого второго жителя маленького города, в котором есть метро). Про потенциальные угрозы подземелья слагаются романы, снимаются фильмы, складируются легенды. Увы, Читатель, вместо того, чтобы рассеять твое тревожное отношение к подземному миру, я расскажу про него очередную страшную историю. Сегодня исполняется ровно 109 лет и 364 дня с катастрофы в Парижском метро. Так что завтра, когда катастрофе в Парижском метро исполнится ровно 110 лет, ты уже будешь в курсе этого печального события.

Вторая Северная линия метро была открыта в апреле 1903 года. Поезда на линии состояли из 4-х и 8-ми вагонов, назывались они одинарные и двойные соответственно. Вечером 10-ого августа 1903 года двойной поезд № 43 как ни в чем ни бывало подъехал к станции Бульвар Барбеса (нынешняя Барбес-Рошуар). В 18:53 из-под двигателя переднего вагона М202 повалил пахучий дым. Пассажиров эвакуировали, токоприемник подняли, в полной уверенности, что произошел перегрев двигателя. Когда, утомленные 10-минутным ожиданием, пассажиры потребовали продолжения движения, токоприемник вновь опустили на рельсу, люди набились в вагоны, поезд скрылся в туннеле.

Работники метро еще не знали, что имеют дело не с перегревом, а с самым настоящим коротким замыканием – хотя могли бы насторожиться, учитывая, что дым повалил с новой силой, стоило поезду возобновить движение. На станции Комбат (нынешняя Полковник Фабьен) ситуация повторилась: дым-эвакуация-поднятие токоприемника-рассерженные пассажиры. Как оказалось, деревянные части, поднимающие токоприемник сгорели, поезд не мог ехать дальше. Его деликатно подтолкнул подоспевший одиночный поезд № 52, на данный момент единственный из поездов обладатель работающего мотора. Новоиспеченный – кхм, каламбур - тяжелый поезд № 43-52 скрылся в туннеле уже без пассажиров. Все они набились в следующий одиночный поезд № 48.

Поезду № 43-52, объятому клубами дыма, нужно было доехать до депо в конце линии. Горящий поезд оставлял за собой густой дымящийся след, значительно ухудшающий видимость другим поездам, особенно № 48, тащившемуся прямо за ним. В итоге машинист поезда № 48 даже не довел его до конца тормозного пути станции Куронь. Половина пассажиров оказалась заблокирована в туннеле, вторая высыпала на платформу и требовала вернуть деньги. Дым продолжал сгущаться, разъедая глаза и мешая организованной эвакуации. Неожиданно погас свет – паника стала официальной.

В тот вечер жертвами парижского метро пали 85 человек, почти все от асфикции: 75 на станции Куронь, 7 на соседней Менильмонтан, еще двое в туннеле, при попытке выбраться. Трагедия стала одной из самых крупных в истории всемирного метрополитена. Куроньский пожар не прошел незамеченным: французские инженеры усовершенствовали меры безопасности в метро, а пассажиры научились в ужасе выбегать на поверхность, едва унюхав дым. Но едва ли это можно считать счастливым финалом. Хороших выходных. Сохраняй бдительность.

Июльский номер
Июльский номер

Стоит среднестатистическому россиянину один раз взглянуть на наши фотографии Анны Кастеровой — и он сразу вспоминает, что он ее преданный поклонник.

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик