Блог Марии Микулиной об истории.
Мария Микулина, 19.12.2012

Отрубить морю голову!

title

То же и с историческими фигурами: выдергивается такая фигура, болтающая ногами в пеньковых лаптях из XVIII века, и велено ей мыслить аки человеку современному. В частности, мои ровесницы любят удивляться гипер-фертильности своих предшественниц. Александра Петровна Струйская, та самая, у которой «глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач», за 20 лет брака родила 19 детей, причем выжили из них лишь трое. И если сейчас от подобного графика любая уважающая себя девушка, посещающая институт, дискотеку и Facebook, свихнется, то пару веков назад высокая плодовитость и такая же смертность были нормой. Кстати, глобально ситуация с детской смертностью изменилась лишь в конце XIX века, когда родители додумались до революционного приема – кипятить животное молоко перед тем, как сдабривать им младенцев.

Опять же, когда персидский царь Ксеркс I в 480 г. до н.э. приказал высечь и заковать в кандалы море, которое разрушило переправу через Геллеспонт, никто не покрутил пальцем у виска. Потому что ничего странного для персов Ксеркс не попросил. Раз море нашкодило, его надо наказать.

Другой пример: в середине XIX века французские и английские мореплаватели познакомились с работорговцем Франциско ди Соза. Они тут же окрестили бразильца «благородным работорговцем», ибо он выкупал у африканских вождей военнопленных из соседних племен, предназначенных для жертвоприношений богам, и продавал в рабство в Бразилию. Европейские путешественники предполагали, что ди Соза вершит благо, ведь пленники имеют шанс остаться в живых! Хотя с большей вероятностью военнопленные были в ужасе. Их можно понять. Какая-то непонятная схема: сажают в корабли, те исчезают в бушующих волнах на горизонте… То ли дело жертвоприношение – их прадедов, дедов и отцов веками приносили в жертву, так чем они хуже? Гуманистические идеи европейцев африканцам XIX века были чужды.

Правда, порой исторические личности ведут себя точь-в-точь как наши современники. Призывник Улисс (более известный как Одиссей), не горя желанием участвовать в Троянской войне – то есть, идти в армию – притворился сумасшедшим, когда за ним приехала делегация на Итаку. Он принялся показательно пахать поле, засевая его солью. Тогда Паламед положил на борозду перед плугом Одиссея его новорожденного сына, заставив царя Итаки остановиться. Белый билет Одиссею получить так не удалось.

Материал для дополнительного чтения и смотрения:

- стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет»;

- фильм «300 спартанцев» Зака Снайдера – если ты его вдруг не видел;

- фильм «Кобра Верде» Вернера Херцога, снятый по мотивам жизни Франциско ди Созы;

- Первый Ватиканский мифограф, Книга I, глава 35

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик