Блог Марии Микулиной об истории.
Мария Микулина, 27.09.2012

Холстовый образ жизни

title

Историк чем-то похож на искусствоведа - и тех, и других учат говорить складно, без остановки и зачастую ни о чем. Поэтому я беру на себя наглость и посвящаю уже второй за этот месяц пост живописи. Сегодня я расскажу тебе, Уважаемый Читатель, историю картины «Неравный брак».

Данное полотно, писанное художником Василием Пукиревым в 1862 году, является одним из самых запоминающихся произведений живописи XIX века. (Соревноваться с ним могут лишь мишки Шишкина и черепа Верещагина). Редкий школьник, увидев «Неравный брак», не ухмыльнулся, гоготнул или иначе выразил свое смущение и недовольство увиденным. Действительно, когда браком сочетаются пышногрудая, яблочкощекая девушка и дряхлый молодящийся старец, хочется как минимум гоготнуть, а как максимум - отвернуться. И если в наши дни на фотографии неравных браков можно наткнуться в любом бульварном издании, то во 2-ой половине XIX века картина Пукирева произвела сенсацию.

Конечно, старики женились на молоденьких справа и слева, но впервые это явление было открыто осуждено посредством искусства. Презентация полотна состоялась на академической выставке в сентябре 1863 года. Критики приняли «Неравный брак» с распростертыми рецензиями. Казалось, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но одно омрачало его радость - близкий друг, купец Сергей Михайлович Варенцов, увидев картину, отказался общаться с Пукиревым. Неудивительно: ведь картина была иллюстрацией его, Варенцова, несчастной любовной истории.

Молодой красавец Сергей Михайлович Варенцов не знал недостатка в женском внимании. Но накануне 30-летия купца-плейбоя его сердце похитила дочка богатого фабриканта Софья Рыбникова. Роман развивался стремительно, и вот уже молодые люди перешли от стадии томных взглядов до стадии перешептываний в углу бальной залы. Отношения оборвались неожиданно и трагично. Из воспоминаний родственника нашего героя, Николая Варенцова: «Они были влюблены друг в друга, но волею судьбы, по неизвестной мне причине, мадемуазель Рыбникова не отдала своей руки любимому человеку, а вышла замуж за пожилого и очень богатого фабриканта Корзинкина». (Бракосочетание состоялось в церкви Трех Святителей на Кулишках. Которая, кстати, по сей день украшает Малый Трехсвятительских переулок близ московской станции метро Китай-Город).

Сергей Варенцов решил поделиться своим горем с другом-художником Василием Пукиревым. А тот, вместо того, чтобы сказать «Серега, не горюй, сколько еще баб будет» , взял да и вдохновился трагедией друга. Пукирев изобразил Соню Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переделанным для страховки из фабриканта в генерала). Сзади Сони с немым упреком на лице стоял Сергей Варенцов. Когда последний увидел картину на выставке, то потребовал Пукирева немедленно исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. А затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо, - слишком уж схож автопортрет Василия Пукирева со стоящим позади невесты типом.

Сам неравный брак оказался не таким уж неравным - жениху Корзинкину было около 40 лет. И, судя по количеству детей, родившихся у супругов, он был бодр и полон энергии. Вместе Корзинкины прожили долгую и счастливую жизнь.

P.S. Честно говоря, версий появления «Неравного брака» несколько. Я предпочитаю ту, что описана в мемуарах Николая Варенцова и в монографии Н.П. Сырейщикова «О прототипах картины Пукирева »Неравный брак«. Как историк, притворяющийся искусствоведом, имею право придерживаться наиболее живописной точки зрения.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик