Блог Марии Микулиной об истории.
Мария Микулина, 27.09.2012

Холстовый образ жизни

title

Историк чем-то похож на искусствоведа - и тех, и других учат говорить складно, без остановки и зачастую ни о чем. Поэтому я беру на себя наглость и посвящаю уже второй за этот месяц пост живописи. Сегодня я расскажу тебе, Уважаемый Читатель, историю картины «Неравный брак».

Данное полотно, писанное художником Василием Пукиревым в 1862 году, является одним из самых запоминающихся произведений живописи XIX века. (Соревноваться с ним могут лишь мишки Шишкина и черепа Верещагина). Редкий школьник, увидев «Неравный брак», не ухмыльнулся, гоготнул или иначе выразил свое смущение и недовольство увиденным. Действительно, когда браком сочетаются пышногрудая, яблочкощекая девушка и дряхлый молодящийся старец, хочется как минимум гоготнуть, а как максимум - отвернуться. И если в наши дни на фотографии неравных браков можно наткнуться в любом бульварном издании, то во 2-ой половине XIX века картина Пукирева произвела сенсацию.

Конечно, старики женились на молоденьких справа и слева, но впервые это явление было открыто осуждено посредством искусства. Презентация полотна состоялась на академической выставке в сентябре 1863 года. Критики приняли «Неравный брак» с распростертыми рецензиями. Казалось, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но одно омрачало его радость - близкий друг, купец Сергей Михайлович Варенцов, увидев картину, отказался общаться с Пукиревым. Неудивительно: ведь картина была иллюстрацией его, Варенцова, несчастной любовной истории.

Молодой красавец Сергей Михайлович Варенцов не знал недостатка в женском внимании. Но накануне 30-летия купца-плейбоя его сердце похитила дочка богатого фабриканта Софья Рыбникова. Роман развивался стремительно, и вот уже молодые люди перешли от стадии томных взглядов до стадии перешептываний в углу бальной залы. Отношения оборвались неожиданно и трагично. Из воспоминаний родственника нашего героя, Николая Варенцова: «Они были влюблены друг в друга, но волею судьбы, по неизвестной мне причине, мадемуазель Рыбникова не отдала своей руки любимому человеку, а вышла замуж за пожилого и очень богатого фабриканта Корзинкина». (Бракосочетание состоялось в церкви Трех Святителей на Кулишках. Которая, кстати, по сей день украшает Малый Трехсвятительских переулок близ московской станции метро Китай-Город).

Сергей Варенцов решил поделиться своим горем с другом-художником Василием Пукиревым. А тот, вместо того, чтобы сказать «Серега, не горюй, сколько еще баб будет» , взял да и вдохновился трагедией друга. Пукирев изобразил Соню Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переделанным для страховки из фабриканта в генерала). Сзади Сони с немым упреком на лице стоял Сергей Варенцов. Когда последний увидел картину на выставке, то потребовал Пукирева немедленно исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. А затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо, - слишком уж схож автопортрет Василия Пукирева со стоящим позади невесты типом.

Сам неравный брак оказался не таким уж неравным - жениху Корзинкину было около 40 лет. И, судя по количеству детей, родившихся у супругов, он был бодр и полон энергии. Вместе Корзинкины прожили долгую и счастливую жизнь.

P.S. Честно говоря, версий появления «Неравного брака» несколько. Я предпочитаю ту, что описана в мемуарах Николая Варенцова и в монографии Н.П. Сырейщикова «О прототипах картины Пукирева »Неравный брак«. Как историк, притворяющийся искусствоведом, имею право придерживаться наиболее живописной точки зрения.

Августовский номер
Августовский номер

Актуальный луг сезона! Актриса Анастасия Стежко в августовском MAXIM.

Поток событий

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик