Блог об актуальной культуре, нравственности, религии и прочих занятных предметах, постоянно дающих пищу для ненависти.
Евгений Шаповалов, 03.07.2013

Без попа в голове

title

Среди как бы интеллигентной публики за последние пару лет распространилась такая манера рассуждать о вечном: «Надо уметь отделять церковь от религии». Иногда выражаются еще более туманно: «религию отличать от веры». Или что-нибудь еще в этом духе. Обычно такие умиротворяющие речи звучат в пылу полемики, когда действия церковников подвергаются острой критике. И они, эти речи, призваны всех образумить и склонить к более вдумчивому подходу, чтобы с водой не выплеснули и ребенка.

Так вот. Нельзя отделить церковь от религии. Потому что православие – это общение человека с богом через священство посредством святых таинств. Даже если священник передавит на гелендвагене весь Кутузовский проспект, все равно лишь он имеет полномочия осуществлять эту связь прихожанина с Абсолютом. Потому что он рукоположен в сан. А если не будет священника – то прихожанин остается без духовного окормления и, скорее всего, пойдет по стезе погибели.

Хотя в истории бывали случаи, когда православие осуществлялось без священника. После никонианской реформы среди ее противников выделились так называемые беспоповцы во главе с дьяконом Игнатием. Общины беспоповцев в конце 17 века ринулись от новых форм богослужений в леса Карелии и там основывали свои поселения. Дьякон Игнатий по своему званию не имел полномочий совершать литургию, а пользоваться услугами священников-никонианцев не представлялось возможным. Поэтому он пришел к идее упразднения священства. Теперь обряды могли свершаться простыми мирянами.

Игнатия поддержал местный старец Корнилий. Он тоже не разделял нововведений Никона, но придумал, как поступить с таинством брака в условиях отсутствия священника. Было предложено вообще не сочетаться браком и прекратить половую жизнь, тем более, что мир уже переживает апокалипсис. Корнилию было, конечно же, легко делать это нововведение, потому что на тот момент ему было сто с лишним лет и впасть в плотский грех он бы не смог даже при большом желании. Так или иначе, многие старообрядцы идею поддержали, полагаясь на его авторитет подвижника.

Но это была, с точки зрения черного дьяка Игнатия, как бы полумера. Поскольку большинство старообрядцев склонялись к мысли, что на земле воцарился Антихрист, наилучшим способом организовать жизнь общины, по мысли Игнатия, было устроить массовое самосожжение. Поняв бессмысленность диалога с официальной Москвой, Игнатий стал путешествовать по русскому Северу и проповедовать самосожжение («гари»), по возможности, целыми селениями. В результате его проповедей в 17-18 вв. в России сожгли себя заживо примерно двадцать тысяч старообрядцев. К чести Игнатия, надо сказать, что он в итоге последовал участи своих чад и сжег себя в ходе Палеостровской гари 4 марта 1687 г., вместе со своими последователями и их семьями, общим числом 2700 человек.

Кстати, общины беспоповцев существуют до сих пор на территории России, Украины, Белоруссии и Прибалтике и в общей сложности составляют внушительную цифру в миллион человек. Из чего следует, что асексуальная проповедь старца Корнилия со временем, видимо, утратила популярность.

Из этой истории я делаю следующий вывод: борьбу со злоупотреблениями церкви следует сочетать с научной антирелигиозной пропагандой. Хипповские рассуждения, что, мол, церковники искажают священное Писание, а на самом деле там содержится мудрость веков и нравственные ориентиры, - приведут к еще большей путанице. Гораздо более полезным орудием в таком диспуте будет добротный учебник по биологии.

Интересное
Новое
Евгений Шаповалов, 06.06.2013
Евгений Шаповалов, 30.05.2013
Евгений Шаповалов, 22.05.2013
Евгений Шаповалов, 15.05.2013
Евгений Шаповалов, 24.04.2013
Мартовский номер
Мартовский номер

Серебряная свадьба: группа Serebro в мартовском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик