Блог Игоря Банникова о любви к виртуальному и презрении к реальному.
Игорь Банников, 07.09.2012

Тупость и предубеждение

title

Как тебе, наверное, известно, если бы не добрый издатель Square Enix, возродивший данный проект из небытия, то, вполне возможно, мы бы сейчас беседовали, скажем, о крестовом полете журавлей на примере какого-нибудь авиа-симулятора. Дело в том, что изначально данная игра должна была стать перезапуском старой доброй True Crime и носила название True Crime: Hong Kong. Но, почуяв неладное, прозорливые маркетологи из издательства Activision сделали, наверное, самый мудрый поступок в истории компании - взяли да прикрыли проект. Возможно, их насторожил мэшап-сценарий, в котором с легкостью умещаются все корейские боевики, вместе взятые: коп по имени Вэй Шень под прикрытием внедряется в гонконгскую Триаду, с прекрасной целью сделать мир чище, но оказывается меж двух огней. А может быть, издателя отпугнула геймплейная часть, по-немногу копирующая всех своих предшественников и коллег по жанру: просыпаешься - едешь на машине из пункта А в пункт Б - ложишься спать, просыпаешься - валишь громил в пункте А и пункте Б, и т.д. А в перерывах колесишь по тесным улочкам довольно симпатичного Гон-Конга, играешь в мини-игры и смотришь кинематографичные кат-сцены.

Анализируя данную игру (равно как и в случае со всеми остальными), большинство отечественных обозревателей видит в ней исключительно вышесказанное - т.е., просто игру, со скидкой на личный игровой опыт и условных “Улисса” с Такаси Миике, ждущих своего часа в длинном списке фильмов и книг, обязательных к прочтению/просмотру. Но время, когда от журналиста требовалось провозгласить, хороша ли здесь графика и геймплей, прошло. Игра - это уже нечто большее, чем двухмерное приключение пикселей или виртуальное развлечение для гиков и задротов. Это, в первую очередь, набор культурных кодов из самых разных областей: от кино и музыки, до изобразительного творчества и народного фольклора. Во-вторых - это отражение современных социальных процессов. Соответственно, любая игра, даже при разнице менталитетов, легко приложима к нашей современной действительности. Поэтому каждая рецензия на нее может превратиться из простого отчета о том, “как я поиграл”, в настоящее событие в мире журналистики, в зеркало мировой культуры и современных реалий нашей страны, в частности. Может, но, конечно, не обязана.

Но что же мешает игровой журналистике расцвести на страницах отечественных сайтов и журналов пышным цветком лотоса? Причин не так уж много. Во-первых, в нашей стране абсолютно не развита традиция гейминга, и большинством читателей игры воспринимаются исключительно как нечто априори несерьезное. Отсюда - дефицит профессиональных игровых ресурсов. Из этого логически следует вторая и главная проблема - общий уровень профессиональной и культурной подготовки журналистов. Игровые СМИ (к счастью, не все: подмигиваю) - наверное, единственная отрасль журналистики, куда, в принципе, берут абсолютно всех. Образование здесь не первостепенно - главное, чтобы человек много играл и мог отличить юнита от шейдера. Третья проблема - реклама и продажные материалы, но это уже другая песня. В силу всего этого игровой обзор, как правило, превращается в свалку пресс-релизных фактов, бессистемное заигрывание с вековыми клише и вполне очевидный неймдропинг (в данном случае: GTA, Uncharted, Arkham Asylum, “Двойная рокировка” и “Отступники”), а игра среднего уровня превращается в “очень крепкий и захватывающий боевик” едва ли не “первого эшелона”, с “уникальной атмосферой” и шекспировской моралью: “Будить или не будить злых собак?”.

Чем же, в итоге, все это опасно? Низкокачественная критика влечет за собой появление не более качественного читателя. И наоборот. И пока в этой цепи не произойдет какое-то замыкание - либо пока мы, дураки, не поумнеем и не начнем писать для тебя очень умные материалы, либо пока ты не прочтешь этого треклятого “Улисса” и не попросишь нас написать настоящую сверхсложную аналитику - до тех пор мы все обречены все дальше и дальше скатываться в бездну глупости и необразованности - к тем самым лаптям, в которые так мечтает нас обуть наше правительство. Ведь, как говорил герой одного боевика: чтобы стать сильнее, нужно играть с теми, кто сильнее тебя!

Новое
Игорь Банников, 22.01.2013
Игорь Банников, 03.12.2012
Игорь Банников, 26.11.2012
Игорь Банников, 02.11.2012
Игорь Банников, 30.10.2012
Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик