Блог Игоря Банникова о любви к виртуальному и презрении к реальному.
Игорь Банников, 07.09.2012

Тупость и предубеждение

title

На сегодняшний день игры находятся буквально в десяти шагах от превосходства над фильмами, а многие из них по своей глубине и художественной ценности могут запросто потягаться с любыми произведениями современного искусства. А это значит, что для квалифицированного разбора продукта игровому обозревателю в наше нелегкое время нужен основательный апгрейд - он должен не только хорошо разбираться в антиалиазинге и характеристиках классовых ролевых систем, но и обладать обширным культурным бэкграундом. К сожалению, в отечественной игровой журналистике такой уровень профессионализма встречается не часто. Очередным доказательством этому стал коллективно-бессознательный анализ нового боевика Sleeping Dogs в отечественной прессе.

Как тебе, наверное, известно, если бы не добрый издатель Square Enix, возродивший данный проект из небытия, то, вполне возможно, мы бы сейчас беседовали, скажем, о крестовом полете журавлей на примере какого-нибудь авиа-симулятора. Дело в том, что изначально данная игра должна была стать перезапуском старой доброй True Crime и носила название True Crime: Hong Kong. Но, почуяв неладное, прозорливые маркетологи из издательства Activision сделали, наверное, самый мудрый поступок в истории компании - взяли да прикрыли проект. Возможно, их насторожил мэшап-сценарий, в котором с легкостью умещаются все корейские боевики, вместе взятые: коп по имени Вэй Шень под прикрытием внедряется в гонконгскую Триаду, с прекрасной целью сделать мир чище, но оказывается меж двух огней. А может быть, издателя отпугнула геймплейная часть, по-немногу копирующая всех своих предшественников и коллег по жанру: просыпаешься - едешь на машине из пункта А в пункт Б - ложишься спать, просыпаешься - валишь громил в пункте А и пункте Б, и т.д. А в перерывах колесишь по тесным улочкам довольно симпатичного Гон-Конга, играешь в мини-игры и смотришь кинематографичные кат-сцены.

Анализируя данную игру (равно как и в случае со всеми остальными), большинство отечественных обозревателей видит в ней исключительно вышесказанное - т.е., просто игру, со скидкой на личный игровой опыт и условных “Улисса” с Такаси Миике, ждущих своего часа в длинном списке фильмов и книг, обязательных к прочтению/просмотру. Но время, когда от журналиста требовалось провозгласить, хороша ли здесь графика и геймплей, прошло. Игра - это уже нечто большее, чем двухмерное приключение пикселей или виртуальное развлечение для гиков и задротов. Это, в первую очередь, набор культурных кодов из самых разных областей: от кино и музыки, до изобразительного творчества и народного фольклора. Во-вторых - это отражение современных социальных процессов. Соответственно, любая игра, даже при разнице менталитетов, легко приложима к нашей современной действительности. Поэтому каждая рецензия на нее может превратиться из простого отчета о том, “как я поиграл”, в настоящее событие в мире журналистики, в зеркало мировой культуры и современных реалий нашей страны, в частности. Может, но, конечно, не обязана.

Но что же мешает игровой журналистике расцвести на страницах отечественных сайтов и журналов пышным цветком лотоса? Причин не так уж много. Во-первых, в нашей стране абсолютно не развита традиция гейминга, и большинством читателей игры воспринимаются исключительно как нечто априори несерьезное. Отсюда - дефицит профессиональных игровых ресурсов. Из этого логически следует вторая и главная проблема - общий уровень профессиональной и культурной подготовки журналистов. Игровые СМИ (к счастью, не все: подмигиваю) - наверное, единственная отрасль журналистики, куда, в принципе, берут абсолютно всех. Образование здесь не первостепенно - главное, чтобы человек много играл и мог отличить юнита от шейдера. Третья проблема - реклама и продажные материалы, но это уже другая песня. В силу всего этого игровой обзор, как правило, превращается в свалку пресс-релизных фактов, бессистемное заигрывание с вековыми клише и вполне очевидный неймдропинг (в данном случае: GTA, Uncharted, Arkham Asylum, “Двойная рокировка” и “Отступники”), а игра среднего уровня превращается в “очень крепкий и захватывающий боевик” едва ли не “первого эшелона”, с “уникальной атмосферой” и шекспировской моралью: “Будить или не будить злых собак?”.

Чем же, в итоге, все это опасно? Низкокачественная критика влечет за собой появление не более качественного читателя. И наоборот. И пока в этой цепи не произойдет какое-то замыкание - либо пока мы, дураки, не поумнеем и не начнем писать для тебя очень умные материалы, либо пока ты не прочтешь этого треклятого “Улисса” и не попросишь нас написать настоящую сверхсложную аналитику - до тех пор мы все обречены все дальше и дальше скатываться в бездну глупости и необразованности - к тем самым лаптям, в которые так мечтает нас обуть наше правительство. Ведь, как говорил герой одного боевика: чтобы стать сильнее, нужно играть с теми, кто сильнее тебя!

Интересное
Катерина Рукавичникова, 25.09.2015
Катерина Рукавичникова, 27.01.2016
Новое
Игорь Банников, 22.01.2013
Игорь Банников, 03.12.2012
Игорь Банников, 26.11.2012
Игорь Банников, 02.11.2012
Игорь Банников, 30.10.2012
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик