Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 13.05.2014

Парадокс близнецов

title

Близнецы пугают. Никогда не забуду тот страшный момент в августе 1998 года, когда я сидел в кинозале и наблюдал катастрофу «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом, при этом с ужасом понимая, что буквально за три месяца до этого в том же кинозале видел его точную копию — «Столкновение с бездной». Тоже про гигантский метеорит, но с Морганом Фриманом и Элайджей Вудом.

То не просто два схожих фильма, а однояйцевые близнецы. Хотя яиц у них, конечно, два — по одному на каждого (эта шутка сворована из другого фильма с Уиллисом, угадай какого).

Однояйцевых фильмов Америка плодит с настырностью бешеного инкубатора. За год до метеоритов в Голливуде случилось нашествие вулканических извержений — «Вулкан» с Томми ли Джонсом вышел на экраны через два месяца после «Пика Данте» с Пирсом Броснаном.

Парадокс близнецовПарадокс близнецов

А из актуальных событий вспоминается атака клонов на Белый Дом — «Падение Олимпа» (апрель 2013) и «Штурм Белого дома» (июль 2013). Думаю, необходимо снять спинофф «Штурм Олимпа», где Джерард Батлер из первого будет мочить Ченнинга Татума из второго. Не вздумай говорить, что ты болеешь за Татума! Хотя победит не сильнейший, а у кого шутки тупее.

Но это лишь надводная часть «Титаника»! Близнецов все больше и больше, и они атакуют парами, не дожидаясь, пока об одном из них забудут. Пугает ведь синхронность выхода близнецов на сцену. Ладно еще, если один из них снят треш-студией Asylum, но нет — речь-то о масштабных проектах. Как будто в Голливуде завелись двойняшки-сценаристы, что продают сценарий всем одновременно. А скорее даже не продают, а отдают даром, чтоб подгадить.

В реальности механизм аномалии слабо изучен.

Бывает, что идея на самом деле витает в воздухе и эксплуатирует какое-то актуальное веяние. Как это было в 1998-1999 годах, когда на свет появились подряд четыре (!) знаковые научно-фантастические картины о виртуальной реальности — «Темный город», «Тринадцатый этаж», «Экзистенция» и какая-то еще «Матрица».

Также понятно, почему 1984-1985 годы ознаменовались схожими депрессивными антиутопиями — «Бразилия» Терри Гиkлиама и «1984» Майкла Рэдфорда.

Но какие такие идеи витали в воздух в 2009, когда нам выдали сразу две кинобиографии Коко Шанель («Коко до Шанель» и «Коко Шанель и Игорь Стравинский»)?

Какого, к тому же, черта режиссеров и продюсеров дернуло сварганить три марсианские ленты в 2000-2001 — «Миссия на Марс», «Красная планета» и «Призраки Марса»? Причем в массовой авантюре отметились не абы кто, а такие патриархи фильмодела, как Брайан Де Пальма и Джон Карпентер.

Парадокс близнецовПарадокс близнецов

И не припомню, чтобы 1998 год ЮНЕСКО объявляло всемирным годом муравья. А тогда единовременно в прокате резвились две дорогущие мультипликационные полнометражки — «Муравьи» и «Приключения Флика». Правда, люди в Pixar по сей день пребывают в уверенности, что Dreamworks сперли у них идею. И даже тыкают пальцами в конкретного высокопоставленного вора.

Воровство идей, конечно, имеет место. Надо понимать, что фильм делается не за пару недель на коленке, предварительная подготовка занимает месяцы и годы, и когда студия узнает, что кто-то из ее соседей полным ходом делает точно такое же кино, поворачивать назад уже поздно. Остается только надеяться выйти на экраны чуть раньше, или сделать фильм лучше, чем у врагов по ту сторону забора.

Первые масштабные явления близнецов в Голливуде наблюдались на излете 30-х годов, когда американский народ обнаружил в кинотеатрах разом две полнометражные биографии Линкольна — «Авраам Линкольн в Иллинойсе» и «Молодой Мистер Линкольн», стоимостью более миллиона долларов каждый (тогда миллион еще считался за хорошие деньги).

Не всякий киноман в курсе, что параллельно знаменитому антивоенному памфлету Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав» в бородатом 1964 году в кинотеатрах шла драма Сидни Люмета «Система безопасности». Обе картины предлагают один и тот же мотив: несанкционированный полет американских бомбардировщиков с ядерным оружием к СССР.

Правда, первая из них — более-менее комедия, а вторая — более-менее триллер, потому можно считать, что траектории бомбардировщиков не пересеклись. Аналогичное счастливое везение мы наблюдали в 1996, когда Голливуд нам предоставил пару картин о нелепом вторжении пришельцев — «Марс Атакует» и «День Независимости». К счастью, первый из них все же комедия, а второй - эээ... Эммерих.

Парадокс близнецовПарадокс близнецов

Однако все помянутое выше — семечки в сравнении с 1989-1990 годом. Загибай пальцы: «Зло из бездны», «Бездна», «Глубокое погружение», «Глубинная звезда номер 6», «Повелители глубин» и «Левиафан». Страшилки о том, как некая фантастическая хрень убивает жалких людишек в океане.

Сколько насчитал? Шесть? А сколько из них видел? Скорее всего один — тот, который снял Джеймс Кэмерон.

Да, клонов ждет нелегкая судьба, если они невзначай пересекаются со своими более сильными близнецами. Помнит кто-нибудь, что вскоре после «Назад в будущее» выходила и женская версия аналогичного приключения — «Пегги Сью вышла замуж»? А помнить как бы надо — это же снял сам Фрэнсиса Форд Коппола! И Николас Кейдж бесплатно прилагался.

Парадокс близнецовПарадокс близнецов

Наконец, у всеми любимого «Дня сурка» есть близнец-неудачник «12:01», где влюбленный офисный обыватель тоже попадает в 24-часовую петлю времени и всякий раз просыпается в одном и том же дне. И хоть вышло оно через полгода после «Сурка», но о воровстве и речи нет — «12:01» базируется на старом рассказе семидесятых годов. Так что если кто у кого и спер, то виноват очевидно сурок.

Интересное
Катерина Рукавичникова, 26.11.2015
Катерина Рукавичникова, 29.09.2015
Новое
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик