Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 29.04.2014

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССР

title

В Советском Союзе наблюдался дефицит не только колбасы, колготок и рок-н-ролла, но и дефицит моря. Ну сам представь: Турции, Таиланда и Египта не существует. Остается поддержать отечественного производителя и махнуть с последними деньгами на Черное море. И это при том, что народу в СССР жило в два раза больше, чем в теперешней России. Итог, сам понимаешь, предсказуемо плачевный.

Как пересказывал мне товарищ: «Добрались мы до Сочи всей семьей — с братьями, бабушками и дедушками. И каждый вечер тянули жребий — кому вставать в 6 утра и идти на пляж, занимать место. Потому что к 8 утра все лучшие места уже были заняты, а в 10 на пляже физически негде загорать даже стоя».

Прибавь к этому нулевой сервис, совковое питание да очереди по каждому поводу. Я лично застал момент, когда отдыхающие гости города Судак каждое утро толпой ходили отмечаться в бесконечную очередь у касс, чтобы через неделю им продали железнодорожный билет домой. И заметь, все это у граждан СССР звалось «отдыхом» на полном серьезе!

Вообще люди, расписывающие красоты жизни в СССР, они или патологические вруны, или люди настолько неудачливые в настоящем, что даже совковый быт им кажется потерянным раем.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Три плюс два (1963)

Немудрено, что при столь бесчеловечных раскладах прогрессивная часть советского человечества выбирала «дикий» отдых. Бросаешь в багажник палатку, акваланг, недельный запас тушенки — и ты человек свободный, как морской бриз.

«Три плюс два» как раз об этом. Три молодых товарища благоустраиваются на безлюдном пятачке у Черного моря, и все бы отлично, но идиллию нарушает «Запорожец» с двумя девушками, претендующими на тот же самый клочок суши.

Как и многие кинокартины эпохи оттепели, «Три плюс два» искренне оптимистичен, и не вызывает у зрителя зубовного скрежета от фальшивой духоподъемности. Тут море, книги, цирк, любовь, легкий страх перед советской милицией, хэппи-энд и первая заметная роль Андрея Миронова.

Фильм Генриха Оганисяна, поставленный по пьесе Сергея Михалкова, закономерно превратился в ключевой манифест дикарского отдыха для наших соотечественников. Хотя «Дикари» (2006) Виктора Шамирова вполне бы могли его заменить в нашу более заковыристую эпоху (если вырезать оттуда половину бесчисленных сцен распития водки).

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Опекун (1970)

Не поверишь, но в СССР тоже была водка! Обличительный фильм-памфлет о тунеядстве и перевоспитании «Опекун» с этого и стартует: герой Александра Збруева сталкивается с хроническим алкоголиком в исполнении Георгия Вицина, просыпается в вытрезвителе и теряет работу.

Металлургический комбинат, куда его зовут друзья, приводит героя в состояние полнейшего ужаса, и он бежит к морю, чтобы найти такую работу, где ничего не делать, загорать и получать деньги. Как ни странно — находит, попадая в опекуны к дряхлой бабке, которая вскоре начинает его терроризировать, требуя копать колодцы и пропалывать сорняки.

Как и полагается социально-значимому кино 70-х годов, оно не отстает от зрителя с навязчивыми нравоучениями, пусть даже шуточными. Это немного портит фильм, но за легкость слога да живописные виды белоснежных и почему-то безлюдных прибрежных ресторанов «Опекуну» прощаются все его огрехи.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Дамы приглашают кавалеров (1980)

Вся из себя такая робкая и нескладная героиня Марины Неёловой берет отпуск за свой счет, чтобы рвануть на Черное море и добыть там всеми правдами и неправдами хоть какого-то жениха. Курортная жизнь ее начинает плющить, колбасить и куролесить, но что ни жених — то подвох или дурной сюрприз.

В самый нужный момент возникает лысеющий и затюканный Леонид Куравлёв. Актер вписался в ленту просто филигранно, мне почему-то с самого детства запомнилась сцена, где он на спор шевелит ушами, чтоб произвести впечатление на даму.

Лента, конечно, до предела сентиментальная, но при всем этом очень деликатная и просветленная. Такой витринный образчик настоящего народного советского кино, обаянию которого невозможно сопротивляться.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Из жизни отдыхающих (1980)

В том же году тему курортного романа на экранах раскрыл этот фильм Николая Губенко. Но тональности очень и очень далеки от солнечных. Дело происходит в Крыму под закат осени, когда отдыхающие разбежались, остались лишь те неудачники, что получили путевки в мертвый сезон, или оказались у холодного туманного моря в силу житейских и рабочих обстоятельств.

«Из жизни отдыхающих» носит на себе трудноуловимое, но ощутимое фибрами клеймо ироничного интеллигентского нытья, которое вообще было характерно для многих лент позднего СССР — достаточно вспомнить «Покровские ворота».

Главные положительные герои скучны и лишены харизмы даже на фоне неприглядных туповатых мещан. Но фильм спасает диковинной красоты декадансная картинка (в отреставрированной версии), колкие диалоги, Ролан Быков и ударная, незабываемая сцена репетиции художественной самодеятельности.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Будьте моим мужем (1981)

Андрей Миронов в нетипичном для него амплуа робкого гомо-советикус, которого берет в оборот и эксплуатирует отдыхающая мама с ребенком. Ведь ей требуется фиктивный муж, иначе одинокую мать отказывались заселить в комнату «частного сектора». Сейчас это трудно, даже невозможно объяснить какими-то логическими аргументами, но в эпоху СССР случались маразмы и похлеще.

По жанру это несмешная комедия с совершенно кошмарными песнями, может быть худшими в карьере Миронова. Главный донжуан советского экрана отчаянно пытается вытянуть этот фильм на своем горбу, именно поэтому «Будьте моим мужем» не сгинул в забытых киноархивах.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Спортлото-82 (1982)

Необычайно популярная комедия Леонида Гайдая, как и все гайдаевское, благополучно растащенная на цитаты («Кому апельсины, кому витамины? ... — Рубль — штучка! Три рубля — кучка! В кучке три штучки»). Но это уже усталый Гайдай, Гайдай на излете. Его предыдущая, куда как менее известная кинокомедия «За спичками» заводила и отжигала искреннее. В «Спортлото» же наблюдаются недостаток стиля и неубиваемое амбре безвкусицы.

Зато здесь много Крыма во всех ракурсах, по которому герои носятся в поисках потерянного выигрышного билета «Спортлото». Ностальгические виды советской Феодосии и горных турбаз гарантированы даже самому невнимательному зрителю.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Асса (1987)

Изучать прибрежную черноморскую жизнь СССР по «Ассе» практически противопоказано — это же не музыкальное документальное кино, а скорее фантазия на тему, исторически очень неряшливая. В частности объявляется, что действие романтической молодежной драмы Сергея Соловьёва происходит в зимней Ялте 1980 года, в то время как на экране — масса артефактов более поздних эпох, то принтер в отделении милиции в кадре маячит, то портрет Ника Кейва на стене.

И все же «Асса» — кино состоявшееся. Если на рубеже 90/00 годов оно смотрелось как дебиловатый перестроечный анахронизм, то в наши годы произошел переход восприятия на качественно иной уровень: «Асса» превратилась в цепляющий драматический артефакт редкой скоротечной эпохи.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Моя морячка (1990)

Я бы обозначил жанр этой картины как «лирический фельетон». По сюжету вредная и принципиальная работница коктебельского парка культуры (Людмила Гурченко) ежедневно устраивает эстрадные представления для снулых советских курортников. На одном из таких мероприятий на сцену выходит люмпен из Мурманска (Михаил Державин) и под баян исполняет городской романс «Моя морячка».

И песня, и сам баянист смертельно раздражают героиню Гурченко, но настырный куплетист исправно каждый день является на эстраду, чтобы заработать положенный исполнителю приз. Приз-то грошовый — пара открыток или шоколадка, но тут взыграли принципы и творческие амбиции.

Сюжет проще некуда, выдающихся диалогов, локаций и событий кот наплакал. И вот тут как раз работает чудо кинематографа — когда два актера экстра-класса превращают нелепый скетч, будто написанный для «Ералаша», в незабываемый комедийный полнометр.

Кстати, для Людмилы Гурченко это не первая курортная роль — достаточно вспомнить легендарный манифест деревенского уклада и семейных ценностей «Любовь и голуби» (1984). Но в «Моей морячке» особо любопытно наблюдать быт черноморских аниматоров, которые полные надежд и творческих планов поступали в художественные и артистические институты, а заканчивали жизнь пением на трухлявых деревянных сценах под храп санаторных бабушек в панамках.

Фильм вышел на экраны в 1990 году, а через год СССР не стало. А Черное море так и осталось каким-то советским по сей день.

Интересное
Катерина Рукавичникова, 29.09.2015
Катерина Рукавичникова, 16.09.2015
Новое
Олег Бочаров, 27.05.2014
Олег Бочаров, 13.05.2014
Олег Бочаров, 22.04.2014
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик