Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 29.04.2014

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССР

title

В Советском Союзе наблюдался дефицит не только колбасы, колготок и рок-н-ролла, но и дефицит моря. Ну сам представь: Турции, Таиланда и Египта не существует. Остается поддержать отечественного производителя и махнуть с последними деньгами на Черное море. И это при том, что народу в СССР жило в два раза больше, чем в теперешней России. Итог, сам понимаешь, предсказуемо плачевный.

Как пересказывал мне товарищ: «Добрались мы до Сочи всей семьей — с братьями, бабушками и дедушками. И каждый вечер тянули жребий — кому вставать в 6 утра и идти на пляж, занимать место. Потому что к 8 утра все лучшие места уже были заняты, а в 10 на пляже физически негде загорать даже стоя».

Прибавь к этому нулевой сервис, совковое питание да очереди по каждому поводу. Я лично застал момент, когда отдыхающие гости города Судак каждое утро толпой ходили отмечаться в бесконечную очередь у касс, чтобы через неделю им продали железнодорожный билет домой. И заметь, все это у граждан СССР звалось «отдыхом» на полном серьезе!

Вообще люди, расписывающие красоты жизни в СССР, они или патологические вруны, или люди настолько неудачливые в настоящем, что даже совковый быт им кажется потерянным раем.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Три плюс два (1963)

Немудрено, что при столь бесчеловечных раскладах прогрессивная часть советского человечества выбирала «дикий» отдых. Бросаешь в багажник палатку, акваланг, недельный запас тушенки — и ты человек свободный, как морской бриз.

«Три плюс два» как раз об этом. Три молодых товарища благоустраиваются на безлюдном пятачке у Черного моря, и все бы отлично, но идиллию нарушает «Запорожец» с двумя девушками, претендующими на тот же самый клочок суши.

Как и многие кинокартины эпохи оттепели, «Три плюс два» искренне оптимистичен, и не вызывает у зрителя зубовного скрежета от фальшивой духоподъемности. Тут море, книги, цирк, любовь, легкий страх перед советской милицией, хэппи-энд и первая заметная роль Андрея Миронова.

Фильм Генриха Оганисяна, поставленный по пьесе Сергея Михалкова, закономерно превратился в ключевой манифест дикарского отдыха для наших соотечественников. Хотя «Дикари» (2006) Виктора Шамирова вполне бы могли его заменить в нашу более заковыристую эпоху (если вырезать оттуда половину бесчисленных сцен распития водки).

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Опекун (1970)

Не поверишь, но в СССР тоже была водка! Обличительный фильм-памфлет о тунеядстве и перевоспитании «Опекун» с этого и стартует: герой Александра Збруева сталкивается с хроническим алкоголиком в исполнении Георгия Вицина, просыпается в вытрезвителе и теряет работу.

Металлургический комбинат, куда его зовут друзья, приводит героя в состояние полнейшего ужаса, и он бежит к морю, чтобы найти такую работу, где ничего не делать, загорать и получать деньги. Как ни странно — находит, попадая в опекуны к дряхлой бабке, которая вскоре начинает его терроризировать, требуя копать колодцы и пропалывать сорняки.

Как и полагается социально-значимому кино 70-х годов, оно не отстает от зрителя с навязчивыми нравоучениями, пусть даже шуточными. Это немного портит фильм, но за легкость слога да живописные виды белоснежных и почему-то безлюдных прибрежных ресторанов «Опекуну» прощаются все его огрехи.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Дамы приглашают кавалеров (1980)

Вся из себя такая робкая и нескладная героиня Марины Неёловой берет отпуск за свой счет, чтобы рвануть на Черное море и добыть там всеми правдами и неправдами хоть какого-то жениха. Курортная жизнь ее начинает плющить, колбасить и куролесить, но что ни жених — то подвох или дурной сюрприз.

В самый нужный момент возникает лысеющий и затюканный Леонид Куравлёв. Актер вписался в ленту просто филигранно, мне почему-то с самого детства запомнилась сцена, где он на спор шевелит ушами, чтоб произвести впечатление на даму.

Лента, конечно, до предела сентиментальная, но при всем этом очень деликатная и просветленная. Такой витринный образчик настоящего народного советского кино, обаянию которого невозможно сопротивляться.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Из жизни отдыхающих (1980)

В том же году тему курортного романа на экранах раскрыл этот фильм Николая Губенко. Но тональности очень и очень далеки от солнечных. Дело происходит в Крыму под закат осени, когда отдыхающие разбежались, остались лишь те неудачники, что получили путевки в мертвый сезон, или оказались у холодного туманного моря в силу житейских и рабочих обстоятельств.

«Из жизни отдыхающих» носит на себе трудноуловимое, но ощутимое фибрами клеймо ироничного интеллигентского нытья, которое вообще было характерно для многих лент позднего СССР — достаточно вспомнить «Покровские ворота».

Главные положительные герои скучны и лишены харизмы даже на фоне неприглядных туповатых мещан. Но фильм спасает диковинной красоты декадансная картинка (в отреставрированной версии), колкие диалоги, Ролан Быков и ударная, незабываемая сцена репетиции художественной самодеятельности.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Будьте моим мужем (1981)

Андрей Миронов в нетипичном для него амплуа робкого гомо-советикус, которого берет в оборот и эксплуатирует отдыхающая мама с ребенком. Ведь ей требуется фиктивный муж, иначе одинокую мать отказывались заселить в комнату «частного сектора». Сейчас это трудно, даже невозможно объяснить какими-то логическими аргументами, но в эпоху СССР случались маразмы и похлеще.

По жанру это несмешная комедия с совершенно кошмарными песнями, может быть худшими в карьере Миронова. Главный донжуан советского экрана отчаянно пытается вытянуть этот фильм на своем горбу, именно поэтому «Будьте моим мужем» не сгинул в забытых киноархивах.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Спортлото-82 (1982)

Необычайно популярная комедия Леонида Гайдая, как и все гайдаевское, благополучно растащенная на цитаты («Кому апельсины, кому витамины? ... — Рубль — штучка! Три рубля — кучка! В кучке три штучки»). Но это уже усталый Гайдай, Гайдай на излете. Его предыдущая, куда как менее известная кинокомедия «За спичками» заводила и отжигала искреннее. В «Спортлото» же наблюдаются недостаток стиля и неубиваемое амбре безвкусицы.

Зато здесь много Крыма во всех ракурсах, по которому герои носятся в поисках потерянного выигрышного билета «Спортлото». Ностальгические виды советской Феодосии и горных турбаз гарантированы даже самому невнимательному зрителю.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Асса (1987)

Изучать прибрежную черноморскую жизнь СССР по «Ассе» практически противопоказано — это же не музыкальное документальное кино, а скорее фантазия на тему, исторически очень неряшливая. В частности объявляется, что действие романтической молодежной драмы Сергея Соловьёва происходит в зимней Ялте 1980 года, в то время как на экране — масса артефактов более поздних эпох, то принтер в отделении милиции в кадре маячит, то портрет Ника Кейва на стене.

И все же «Асса» — кино состоявшееся. Если на рубеже 90/00 годов оно смотрелось как дебиловатый перестроечный анахронизм, то в наши годы произошел переход восприятия на качественно иной уровень: «Асса» превратилась в цепляющий драматический артефакт редкой скоротечной эпохи.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССРКурортный экран: Крым и Сочи в кино СССР
Моя морячка (1990)

Я бы обозначил жанр этой картины как «лирический фельетон». По сюжету вредная и принципиальная работница коктебельского парка культуры (Людмила Гурченко) ежедневно устраивает эстрадные представления для снулых советских курортников. На одном из таких мероприятий на сцену выходит люмпен из Мурманска (Михаил Державин) и под баян исполняет городской романс «Моя морячка».

И песня, и сам баянист смертельно раздражают героиню Гурченко, но настырный куплетист исправно каждый день является на эстраду, чтобы заработать положенный исполнителю приз. Приз-то грошовый — пара открыток или шоколадка, но тут взыграли принципы и творческие амбиции.

Сюжет проще некуда, выдающихся диалогов, локаций и событий кот наплакал. И вот тут как раз работает чудо кинематографа — когда два актера экстра-класса превращают нелепый скетч, будто написанный для «Ералаша», в незабываемый комедийный полнометр.

Кстати, для Людмилы Гурченко это не первая курортная роль — достаточно вспомнить легендарный манифест деревенского уклада и семейных ценностей «Любовь и голуби» (1984). Но в «Моей морячке» особо любопытно наблюдать быт черноморских аниматоров, которые полные надежд и творческих планов поступали в художественные и артистические институты, а заканчивали жизнь пением на трухлявых деревянных сценах под храп санаторных бабушек в панамках.

Фильм вышел на экраны в 1990 году, а через год СССР не стало. А Черное море так и осталось каким-то советским по сей день.

Интересное
Александр Маленков, 11.11.2014
Новое
Олег Бочаров, 27.05.2014
Олег Бочаров, 13.05.2014
Олег Бочаров, 22.04.2014
Майский номер
Майский номер

Канал «Матч ТВ» поделился с нами своими главными победами: ведущими Марией Басс, Софьей Тартаковой и Юлией Шараповой.

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик