Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 15.04.2014

Духовные скрепы кинематографа

title

Какие фильмы считаются лучшими в мире? Кто их счел такими? Надо ли их теперь смотреть? И как казнят тех журналистов, которые составляют неправильные списки «1000 самых великих фильмов»? Да, эти вопросы идиотские, но рано или поздно их задает себе каждый человек. А если не задает — значит, не дорос еще до идиотского уровня.

Вот уже многие годы главной мерялкой кинематографического пениса был сайт imdb. Точнее, его Top-250. Однако славный кинорейтинг в последнее время болеет, точнее — впал в детство.

Ведь как в старину бывало почтенно и гламурненько — заходил ты на сайт imdb, снимал галоши, здоровался, протирал старческое пенсне и заглядывал в Top-250 — а там сплошные тебе Хичкоки, Спилберги, Куросавы да прочие культурные ништяки. И даже «Звездные войны» были уместны, как легкое снобистское баловство.

Духовные скрепы кинематографаДуховные скрепы кинематографа

А сейчас там молодежь в лужах «Колы» с попкорном плещется, аж брызги летят — из 250 лент 78 (почти треть!) сняты в двухтысячные, что слабо отражает расклад авторитетов в киноискусстве. На что нам сдались столько «Бэтмэнов», «Хоббитов» и «Гарри Поттеров»? Плюс политически актуальный оскароносный мусор, хиты индийского проката, да еще в придачу ряд лент, механизм которых попаданий в Top лично для меня и вовсе необъясним.

Совсем иной расклад сил на главном агрегаторе кинокритиков — «Тухлых помидорах». Top-100 Rotten Tomatoes возглавляют полезные ископаемые пластов палеозоя: «Волшебник из страны Оз», «Гражданин Кейн», «Третий человек», «Метрополис» и далее по каталогу. Разве что по вопросу «Крестного отца» наблюдается единство мнений с первой десяткой imdb. Одна беда — пользы от списка Rotten Tomatoes и того меньше, он больше смахивает на методичку для студентов гуманитарных ВУЗов, чем на домашнюю видеоколлекцию. Хотя там есть «Чужие» и «Аэроплан!» — и на том спасибо.

Перейдем в третий зал нашего музея Славы. Русский. Как выглядит народный рейтинг нашего православного «Кинопоиска»? Сюрприз! Top-250 «Кинопоиска» солидарен с imdb по ключевым вопросам, включая «Побег из Шоушенка» на первой позиции. Лидирующая отечественная лента («Иван Васильевич меняет профессию») размещается на одиннадцатом месте. Меня это слегка пугает, так как несмешная французская комедия о дружбе негра и инвалида «1+1» котируется у россиян сильно выше — она аж на четвертом! Лично ты бы стал доверять такому рейтингу?

Духовные скрепы кинематографаДуховные скрепы кинематографа

Баланс справедливости в природе поддерживает то, что любой журнал о кино рано или поздно составляет свои рейтинги. Читательские и редакционные. А там разброс плюрализма таков, что на вкус любого придиры что-нибудь да найдется.

Вот внушающий трепет Top-500 от британского Empire. Чудо, там есть наши «Иди и смотри» и «Андрей Рублев» в первой сотне! Крайне любопытный рейтинг в самом деле.

Потом можно посмотреть более скромный и не такой убедительный список от второго главного киножурнала Британии Total Film.

Наконец, можно тупо купить книгу «The 1001 Movies You Must See Before You Die» и проштудировать от первой до последней корки. Тем более что чтение статьи о фильме в большинстве случаев психологически заменяет его просмотр (это правда!). Бегло ознакомиться со всей тысячей можно опять же на «Кинопоиске».

Духовные скрепы кинематографаДуховные скрепы кинематографа

Если и это не помогает — организуй себе поход на весьма поучительный сайт DigitalDreamDoor. Поначалу он славился своими музыкальными списками (типа «100 лучших альбомов в истории джаза» или «50 величайших гитарных соло хэви-метала»). Но по мере поднакопления опыта и нахальства стал углубляться в кинодебри, где вырастил обойму списков разного калибра: от лучших фильмов до лучших кинозлодеев.

Обрати внимание: «Побег из Шоушенка» летит низенько-низенько — на 174-й позиции! Для многих это добрый знак. То ли дело «Крестный отец» на первом и «Андрей Рублев» на 39-ом. Редакторы и клиентура DigitalDreamDoor явно с подозрением относится к современности — самая высоко котируемая лента двухтысячных («Властелин Колец. Возвращение Короля») с трудом доковыляла до первой сотни — 97 место. Я всегда говорил: нефиг хоббитам пешком ходить, на орлах летать надо!

Консерватизм таких «олдскульных» списков явно носит оборонительный характер — люди просто пытаются забаррикадироваться от детей в интернете. Но помни, что это ты сейчас пока молод, но через 5 лет тебе уже будет 70, и ты сам захочешь читать лишь о добром и вечном.

Духовные скрепы кинематографаДуховные скрепы кинематографа

Чтобы упростить тебе жизнь, я полазил по перечисленным ресурсам, выписал фильмы, попадавшие в первую десятку и скомпилировал их в единый список.

Киноленты, попавшие в Top-10 два и более раз:
  • «Крёстный отец» (1972, абсолютный рекордсмен)
  • «Побег из Шоушенка» (1994)
  • «Бойцовский клуб» (1999)
  • «Крёстный отец 2» (1974)
  • «Криминальное чтиво» (1994)
  • «Список Шиндлера» (1993)
  • «Волшебник страны Оз» (1939)
  • «Гражданин Кейн» (1941)

Киноленты, попавшие в Top-10 единожды:
  • «Тёмный рыцарь»
  • «Хороший, плохой, злой»
  • «12 рaзгневанных мужчин»
  • «Властелин колец: Возвращение короля»
  • «Третий человек»
  • «Метрополис»
  • «Все о Еве»
  • «Новые времена»
  • «Лаура»
  • «Кинг Конг»
  • «К северу через северо-запад»
  • «Зеленая миля»
  • «Форрест Гамп»
  • «1+1»
  • «Король Лев»
  • «Леон»
  • «Начало»
  • «Жизнь прекрасна»
  • «Искатели затерянного Ковчега»
  • «Звездные Войны: Империя наносит ответный удар»
  • «Челюсти»
  • «Славные парни»
  • «Апокалипсис сегодня»
  • «Поющие под дождём»
  • «Бешеный Бык»
  • «Касабланка»
  • «Унесенные ветром»
  • «Семь самураев»
  • «В порту»
  • «Мост через реку Квай»
  • «Правила игры»

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик