Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 08.04.2014

Сериалы по-большому

title

Всего два десятка раз Земля обернулась вокруг своей оси после зловещего заклинания, произнесенного властелинами серий «Игра престолов». Прошлым месяцем авторы телесаги о королевской поножовщине сделали заявление, что будут ставить кинофильм. Дескать, им есть что сказать, что показать, и денег на сие не жалко, если дадут сто миллионов (мой внутренний прорицатель шепчет, люди явно скромничают и алчут возвышения бюджета по мере продвижения к цели).

Существует такая древняя примета: каждый журналист мечтает стать писателем, а каждый автор и актер телесериалов мечтает о большом кино. В истории, конечно, бывали случаи осуществления мечт — обычно вспоминают Брюса Уиллиса и Джорджа Клуни, которые, преодолев смертельную хватку телеэкрана, переместились в кино под крики аплодисментов (ну или как это там у аплодисментов называется). Но потому и вспоминают, что это славные исключения. Да и не все там чисто — телевидение телевидением, но и Клуни, и Уиллис все ж таки в кинопроектах участвовали и до и во время телесъемок.

Но наша статья далее — не о трудовых биографиях сценаристов, режиссеров, актеров и помощников осветителей. А о судьбе самих проектов. Попробуем ответить на важнейший вопрос бытия:

Насколько успешны кинопроекты, снятые по мотивам сериалов.

Не надо только говорить, будто «Игра престолов» — другой случай, что и не по сериалу планируется фильм, а по книгам. Кино будет снято теми же людьми и с теми же людьми, что и телеверсия. Так что случай как раз тот.

Сериалы по-большомуСериалы по-большому

Говоря о благополучных киноадаптациях телешоу, первое что приходит на ум цивилизованному человеку - «Семейка Аддамс» Барри Зонненфельда на основе полузабытого сериала шестидесятых. И ее сиквел. Безупречный во всех отношениях пример — берем замечательную старую идею и делаем еще более замечательную новую картину.

Казалось бы, несложный трюк, но даже такая знать, как Тим Бёртон и Джонни Депп не смогли его повторить, когда ставили подобную готичную комедию «Мрачные тени» по мотивам своего любимого сериала шестидесятых. Видимо, одного таланта и любви к первоисточнику недостаточно — приходится преодолевать сопротивление неизвестных темных сил.

Сериалы по-большомуСериалы по-большому

Перенос комедий с телевидения в кино изобилует классическими примерами — один... точнее три «Голых пистолета» чего стоят! Хотя я по жизни замечаю, что многие любители кинотрилогии о лейтенанте Фрэнке Дребине не подозревают о существовании убойно смешного сериала «Полицейский отряд» с той же самой съемочной командой.

Точно так же мало кто в курсе, что и «Братья Блюз» экранизированы по еще не остывшим следам телескетчей Джона Белуши и Дэна Эйкройда в «Saturday Night Live». Впрочем, это уже другой немного случай.

«Мачо и ботан» — перерожденный сериал «Джамп стрит, 21» восьмидесятых — опять же собрал и деньгу отличную, и с сиквелом к нам спешит. (Лично сам я видеть это остерегаюсь, так что смотри на свой страх и риск).

С фантастическими да мистическими экранизациями телеклассики все сложнее. Самый великий сериал всех времен, оказавшись на большом экране в ленте Дэвида Линча «Твин Пикс: Сквозь огонь» произвел удручающее впечатление. Тот случай, когда увиденное хочется как-то «развидеть», чтобы восстановить репутацию оригинала.

Но там хотя бы похвальна попытка Линча немного выйти за пределы самого Твин Пикса. В большинстве же случаев подобного рода кинокартины выглядят тупо как растянутые телеэпизоды. Классический пример — оба фильма из цикла «Секретные материалы». Сейчас, кстати, идут очень опасные разговоры о съемках третьего. Зачем?

Порой зрителей так прет от сериалов, что они сами готовы платить за съемку кино — как это случилось недавно с лентой «Вероника Марс», когда фанаты наскребли по сусекам два миллиона долларов за десять часов, побив рекорд сайта Kickstarter.

Не меньше плющит фанатов провального космического телевестерна «Светлячок», по которому сняли далеко не провальный полнометражный боевик «Миссия Серенити», а теперь все опять ищут деньги на провальный, видимо, телесезон.

Сериалы по-большомуСериалы по-большому

А вот «Затерянным в космосе» с Гэри Олдмэном как-то совсем не свезло, хоть фильм вовсе не столь паршив, как о нем всюду рассказывают.

Как бы то ни было, наиболее успешным фантастическим кинопроектом по телемотивам был и остается «Звездный путь», переживший уже немыслимое количество инкарнаций.

Сериалы по-большомуСериалы по-большому

В любимой мужской категории «боевики и триллеры» тоже мы найдем, чем поживиться.

Иногда требуются легкие фокусы — «Старски и Хатч» с Беном Стиллером и Оуэном Уилсоном удался, видимо, потому, что в киноадаптации прекрасного криминального сериала 70-х существенно изменен тон повествования — оптимизм и веселуха зашкаливают. Оригинальный же сериал (по-крайней мере первые сезоны) славился жесткостью и нетривиальными по меркам ТВ сценариями.

«Миссия: Невыполнима» тоже изрядно потрепала нервы фанатов телецикла, так как фривольно обошлась с судьбами канонических персонажей. Но результат того стоил.

Сериалы по-большомуСериалы по-большому

Вяло и без интереса встреченная публикой кинопостановка «Полиция Майами» Майкла Манна на самом деле совсем не била лицом в грязь — просто, может, вышла в неудачный момент.

Обрели свой звездный час на большом экране и «Ангелы Чарли» и «Неприкасаемые» (да-да, Брайана де Палма лишь переосмыслил гангстерский сериал 1959-1963 годов). Но самой титулованной криминальной лентой с телефундаментом стал «Траффик» Стивена Содерберга — четыре Оскара, включая режиссерский. Хотя, конечно, в России надо хорошо поискать человека, который бы видел тот мини-сериал 1989 года. Сам сериал долго искать не надо — есть он в онлайне и даже с переводом на великий и могучий.

* * *

Однако что мы все о хорошем. О плохом куда читать завсегда любопытнее.

Одним из самых обидных фейлов, который до сих пор пятнает репутацию Уме Турман и Шону Коннери - «Мстители» (не имеет никакого отношения к марвеловским Мстителям, просто однофамилец). Изначально он был британским шпионским сериалом шестидесятых годов, и прославился тем, что был снят за три пенса, и недостаток бюджета авторы компенсировали мощным упором на стиль. В фильме же с приличным (по меркам 1998 года) бюджетом в 60 миллионов все эти тонкие материи расползлись по швам и выглядели в итоге совершенно неприглядно и скучно.

Сериалы по-большомуСериалы по-большому

Бывает что все сперва идет по плану, и дает сбой в неожиданный момент — если с первой кинопостановкой «Секса в большом городе» все было более, чем ОК, то вторая серия навела тихий ужас на фанатов и совсем не тихий ужас на критиков.

«Дикий Дикий Вест» (оригинал транслировался на ТВ в 60-е) стал первым серьезным проколом в репутации Барри Зонненфельда.

Есть вещи, которыми вовсе впору пугать людей — те кто наблюдал в кинозалах фильмы «Скуби-Ду» и «Смурфики» не забудут тот день до конца своих дней, и унесут этот кошмар в могилу.

В целом кажется, что плохих киноадаптаций не так уж и много. Тому две причины.

Во-первых если кино совсем не удалось, то прошло незамеченным для всех нас. И уж вряд ли мы видели исходный сериал — вот ты слышал о «Колдунье»? Или о «Медовом месячнике»?

Во-вторых ресурсы, брошенные на создание кинофильма на основе успешного сериала, как правило столь могучие, что проколоться там можно лишь в случае клинической болезненной бездарности или творческого невезения.

Обычно мы наблюдаем обратную картину — кошмарные нищие сериалы на основе славных фильмов. Но и там бывают забавные исключения — например, телевизионный «МЭШ», как ни крути, задорнее своего кинематографического прототипа 1970-го года. Мир еще полон необъяснимых чудес.

Интересное
Антон Городецкий, 19.01.2016
Катерина Рукавичникова, 18.09.2015
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик