Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 11.03.2014

Пенаты мафии

title

Об итальянской мафии снято так много фильмов, что если выложить этими видеокассетами стопку от Земли до Луны, то люди скажут: «Что за козлы построили стопку кассет от Земли до Луны, совсем нечем заняться?»

Но в этом отрадном факте изобилия картин о коза нострах есть один нехороший пустяк. А именно — почти все они (от «Крестного отца» до «Малавиты») повествуют о том, как гангстеры орудуют в Америке и других странах-жертвах. При этом совсем немного познавательных и увлекательных картин о мафии на Родине, в матушке-Италии.

Русско-советский зритель на вопрос «Назови 10 фильмов о мафии в Италии» вспоминает только девять. Конкретнее — девять сезонов сериала «Спрут» о комиссаре Каттани.

Но нам этого мало! Чтобы увидеть что-то выдающееся об организованной преступности Апеннинского полуострова, тебе потребуются фильмы, снятые непосредственно там. К великому сожалению, французские, американские и прочие заграничные попытки отснять кино о коренной итальянской преступности неспособны раскрыть тему убедительно. Порох не той марки, видимо.

Давай решим, какие боевики, детективы, биопики и даже комедии мы можем взять за точку отсчета. И не только поставить галочку, что «просмотрено», но и получить от галочки удовольствие.


Пенаты мафииПенаты мафии
Сальваторе Джулиано (Salvatore Giuliano, 1961)

режиссер: Франческо Рози


Самая древняя из попавших в наш список лент снята человеком озабоченным и озадаченным — его имя Франческо Рози, он уроженец Неаполя. Тема организованной преступности и ее случки с коррумпированными властями наблюдается в каждой второй его ленте — будь то «Руки над городом», «Дело Маттеи» или хит проката в СССР «Сиятельные трупы».

Бандит Сальваторе Джулиано, о котором повествует картина 1961 года — национальный герой Сицилии, сделавший себе имя в 40-е годы прошлого века, когда на острове полным ходом шалила вооруженная борьба за отделение Сицилии от остальной Италии.

Сицилия так и не отделилась, но в 1946 году получила статус автономии, после чего бандитам стало не так интересно заниматься сепаратизмом, и они принялись истреблять местных коммунистов. Отряды горных боевиков Джулиано — конечно, еще не мафия, но деятельность свою Джулиано тесно координировал с сицилийскими крестными отцами. Впрочем, там все было сложно и запутанно — об этом и фильм.

Хоть и не чисто мафиозная, но эта классическая лента невероятно важна для понимания исконных механизмов сицилийской криминальной кухни.

Кстати, великий (по мнению голливудофилов) американский режиссер Майкл Чимино экранизировал в 1987 году художественную биографию Сальваторе Джулиано, написанную Марио Пьюзо (автором «Крестного отца»). Фильм звался «Сицилиец» и очень-очень больно провалился в прокате.


Пенаты мафииПенаты мафии
Мафиозо (Mafioso, 1962)

режиссер: Альберто Латтуада


После нелегкого нео-реализма «Сальваторе Джулиано» самое время взглянуть на Сицилию с ее солнечной стороны. Солнце, правда, будет с большими темными пятнами.

«Мафиозо» — насыщенно колоритная, безупречно поставленная трагикомедия о том, как заурядный и слегка беспечный итальянец-инженер везет семью в отпуск на Сицилию, чтобы познакомить ее с родителями, природой и местной кухней. Там его встречают друзья детства и глава мафии, достопочтимый Дон Винченцо. Слово за слово, бокал вина за другим, и вот уже семьянин-инженер получает оружие и заказ на убийство — дескать, раз уж городской щеголь в отпуск приехал, то пусть хоть польза от него будет.

Тебя ждет очень и очень итальянский юмор, а также стремление постоянно ерзать на стуле, потому что примеряя описанные события на себе, понимаешь: выкрутиться из такой смешной, но нешуточной ситуации невозможно. Ты обречен попасть в беду, если ты просто родился на Сицилии.


Пенаты мафииПенаты мафии
День совы (Il giorno della civetta, 1968)

режиссер: Дамиано Дамиани


И снова Сицилия! К третьему фильму ты научишься распознавать ее улочки и холмы с закрытыми глазами.

«День совы» — традиционного европейского покроя детектив, где честный капитан полиции (в исполнении Франко Неро) расследует убийство и заодно пытается разыскать пропавшего мужа местной красавицы (ее играет Клаудия Кардинале). Гадать кто там виноват, особо не надо — главный подозреваемый живет в центре города в самом пышном особняке, принимает гостей бандитов, политиков и бизнесменов, а основным его заработком является распределение строительных и коммунальных заказов.

Сейчас «День совы» смотрится как очень крепкая и колоритная криминальная драма. Но следует напоминать себе, что это также одна из первых картин, где весьма реалистично, без утаек и оговорок, расписан бизнес мафии и стиль ее жизни.

Для режиссера Дамиани это не последняя работа по теме — о мафии он говорил и в картине «Признание комиссара полиции прокурору республики», и в своей самой известной ленте «Следствие закончено, забудьте».


Пенаты мафииПенаты мафии
Миланский калибр 9 (Milano calibro 9, 1972)

режиссер: Фернандо Ди Лео


Снова сделаем паузу между драмами и поглядим боевик. Да еще какой! Брутальный, с мордобоем, перестрелками и полностью раскрытой темой женских молочных желез (или как пишут в интеллектуальной прессе — «темой сисек»). По-большому счету, в «Миланском Калибре 9» мог сниматься Джейсон Стэйтэм, ты даже не заметил бы подвоха. А ведь это 1972 год, Стэтхэм еще до школы не дошел!

У меня к тебе интересная новость — эта лента уже не про Сицилию, а про Милан. Но организованная преступность тоже на месте, за всем следит, все контролирует, все финансирует. Вот чего им только не хватает — подлинной преданности, как у старой бандитской сицилийской семьи. Один из представителей криминала говорит посреди фильма с нескрываемым сожалением — дескать, какая же это мафия, так, понабрали бандитов по объявлению. Ну не дословно, но типа того.

Если тебе понравится история о том, как неразговорчивый и ранее судимый мордоворот противостоит целому клану (как такое может не понравиться?), знай, что «Миланский калибр 9» — первый фильм трилогии Ди Лео. Следующие два зовутся «Охота на человека» и «Босс».


Пенаты мафииПенаты мафии
Сто шагов (I cento passi, 2000)

режиссер: Марко Туллио Джордана


Особенный и слегка диковинный фильм, к тому же биопик — речь идет о парне по имени Джузеппе Импастадо, жившем в пригороде Палермо в бурные для Италии 70-е годы. Фокус в том, что его отец входил в круг главарей местной мафии. А вот молодой Джузеппе — бунтарь-коммунист, яростный противник мафии, а, значит, и своего отца. Признаться, я всякие подобные противоестественные семейные расклады встречал в литературе и кино, но этот — явно из числа уникальных. Сразу видно, реальная жизнь, а не сценаристы под кокаин наплели.

Джузеппе печатает листовки, разъезжает по городу с рупором, якшается с хиппи, но главное — открывает свою радиостанцию, где декламирует политические памфлеты и эпиграммы, поносит мафию на чем свет стоит и заводит англоязычный рок-н-ролл. В один из моментов мы его видим в киноклубе, где он пытается растолковать товарищам фильм режиссера Франческо Рози (того самого, с которого начинается эта статья).

Главное, о чем гадает зритель в процессе просмотра — когда же у мафии лопнет терпение, и кто раньше прикончит Джузеппе — отец или его соратники по клану. Не буду говорить кто именно. Вдруг меня за это убьют?


Пенаты мафииПенаты мафии
Гоморра (Gomorra, 2008)

режиссер: Маттео Гарроне


С «Коза Нострой» знаком всяк и каждый, а вот слава Каморры не столь громкая. Этот фильм (заработавший гран-при Каннского фестиваля, а это тебе не хухры-мухры) исправляет столь досадный недочет.

Каморра — практически то же, что и Коза Ностра, но только не на Сицилии, а в Неаполе и его окрестностях. Хотя отличия есть, и они любопытны. Например, самый рутинный и стабильный бизнес сицилийской мафии — дорожное строительство и вывоз мусора. Для Каморры таковым является пошив модного контрафакта. Проблема не такая смешная и надуманная, как кажется со стороны. Если ты был в Италии, то возможно замечал в аэропорту особые проверки — люди в форме проверяют нет ли в багаже у вылетающих поддельных сумочек, галстуков и шлепанцев. Если тебя застукают с «палеными» запонками D&G или Gucci, штраф грозит совершенно запредельный, поверь.

В описываемом фильме, кроме дотошного показа пошивочного подпольного бизнеса, внимание уделяется еще одной прибыльной статье в бухучете мафии — захоронение токсичных отходов. Действительно, что с ними сделать — не есть же! Их даже русские не едят, а уж итальянцы привередливы вдвойне.

Веселого в «Гоморре» еще меньше, чем в «Ста шагах». А реализм — хоть бульдозером сгребай. Как и полагается настоящему хардкорному итальянскому кино, правда жизни здесь выглядит настолько убедительно, что ты можешь потом искренне врать и говорить что сам там был и видел все. В чем особый шик всех перечисленных фильмов — даже если на мафию тебе плевать с высокого вулкана, ощутить и прочувствовать жаркую итальянскую жизнь они дозволяют на все 400 процентов.

Интересное
Катерина Рукавичникова, 10.09.2015
Катерина Рукавичникова, 25.09.2015
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик