Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 21.01.2014

Факт убийства

title

Где-то там, в глубинах церемонии «Оскар» похоронена одна номинация, практично придуманная для того, чтобы во время трансляции зрители могли выйти на три минуты покурить. Называется она «Лучшая документальная лента». Смотреть номинантов не доводилось даже самим академикам, а за победителя радуются исключительно родственники, спонсоры и университетские преподаватели режиссера.

Факт убийстваФакт убийства

Действительно — кому охота тонуть в потоке фильмов об отважных исследователях колибри, которые в джунглях амазонки три года живут, питаясь кожурой анаконды, а потом их топчет правительственный бульдозер, прокладывающий газопровод в вигвам. Или о свадьбе в Мозамбике, где умирающая от СПИДа невеста заказывает фату на деньги, вырученные за проданного в рабство младшего брата.

Не все, правда, ленты укладываются в изложенные выше типовые сценарии. В прошлом году на «Оскаре» победа досталась документальной ленте о позабытом (и, признаюсь, весьма унылом) фолк-певце Сиксто Родригесе «В поисках сахарного человека», которая привела в восторг, видимо, людей, никогда не видевших прежде музыкальных документалок. Ибо эта — одна из скучнейших, виденных мною когда-либо, а вся рассказанная история заслуживает от силы пары страниц на задворках журнала Rolling Stone.

Но в этом году есть надежда на лучший исход. Потому что среди номинантов значится полнометражная документалка из Дании «Акт убийства» («The Act of Killing»), сродни которой лично я не видывал ничего.

На первый взгляд расклад событий в фильме довольно обыденный — очередной европейский познавательно-обличительный памфлет о жертвах геноцида. Речь о массовых убийствах в Индонезии в 1965-1966 годах, жертвами которых стали около 500.000 человек (создатели ленты, как обычно, оперируют цифрой в два раза больше).

По идее нам должны показать плачущих черно-белых детей из телевизионной хроники и унылый, припорошенный мусором мемориал с рыдающим безногим дедушкой у вечного огня. Это было бы именно так, если бы снимали не датчане, и дело было не в Индонезии, и фильм не звался «Акт убийства». Ах да, еще в числе продюсеров можно приметить имя Вернер Херцог, что уже настораживает (в самом лучшем смысле, конечно).

Что сделал режиссер Джошуа Оппенгеймер? Отправился в Индонезию, и нашел там пожилого, но бодрого, колоритного и очень разговорчивого участника событий. И не просто участника — но одного из правых активистов, который самолично массово уничтожал простой люд почти 50 лет тому назад, а заодно подрабатывал у мафии на разного вида работах. Очень разного.

При виде камер Остапа понесло. Анвар (так зовут нашего, так сказать, героя) прочувствовал — да, вот тот самый момент, когда мир узнает, каким был молодцом и он, и толпа соратников. Анвар водит съемочную группу по стране, и задорно, с юморком рассказывает, где кого и как убивал, почему это было очень интересно, и как было бы замечательно вернуть те старые добрые времена.

Факт убийстваФакт убийства

Мало того, и Анвар, и его друзья (в том числе и молодые) с энтузиазмом ухватываются за идею поиграть в инсценировках геноцида. Особо нежную, душещипательную ностальгию у ветерана вызывает изображение процесса удавления жертв проволокой, разрезающей горло.

На фоне этого мы наблюдаем современную политическую жизнь в Индонезии, и то, как действующие политики, захлебываясь от восторженной гордости поминают отвагу смельчаков, убивавших тысячами коммунистов, их семьи, ну и просто тех, кто невовремя подвернулся под руку или не имел денег откупиться от опричников. Одним словом, для массы современных индонезийцев геноцид — никак не предмет осуждения, и уж точно не повод для посадок, но славная страница истории.

Однопартиец Анвара вспоминает, что когда партия дала добро на убийство китайцев, радости его не было предела — у него имелась подружка-китаянка, и он давно мечтал прикончить ее отца. Что он незамедлительно и проделал.

Обрати внимание, что все эти инсценировки и репортажные съемки происходят на фоне жизнерадостных солнечных ландшафтов. Всюду жизнь, дети, музыка, цветущая Азия. Представь себе удалое немецкое кино, где довольные, сытые германские пенсионеры чокаются пенистым белым пивом, и, распевая песни, рассказывают, как же замечательно они соревновались в молодости, кто больше напихает детей в газовую камеру. «Акт убийства» смотрится именно так. Цепляет, ничего не скажешь.

Убийцы и сами понимают, в какой кинопроект они ввязались — герой геноцида говорит с экрана, что люди обожают смотреть кино про фашистов, так как им хочется увидеть насилие. Настигнет ли его раскаяние или нет — говорить не буду, сам до финала досмотришь и решишь, существует ли в тех местах совесть, или же на все 245-миллионное население Индонезии ее тупо не хватает.

Факт убийстваФакт убийства

Интересное
Катерина Рукавичникова, 28.01.2016
Катерина Рукавичникова, 02.12.2015
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик