Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 10.12.2013

Правила эксплуатации

title

И не передать на словах, как наши журналисты мучаются с переводом термина exploitation film на русский. И «эксплойтейшен», и «эксплутационный» звучат кошмарно. Потому я скромно, без амбиций предлагаю свою простую и звучную версию — «спекулятивное кино».

Попробую в двух словах объяснить что это. Итак, в то время, как в Голливуде… стоп, в двух словах уже не получается. Давай в тысяче слов.

Представь себе на минутку, что существуют фильмы «обычные» — мелодрамы, детективы, комедии о полетах на дирижаблях, миллионы и миллионы лент, снятых для зрителя, иногда для критиков. В любом случае это большое кино. Существует также кино малое — состряпанное за ломаные гроши, выходящее прямиком на видео, и способное быть увиденным на трешовом телеканале в 4 утра. Это би-муви. Но даже би-муви в основной массе — обычные фильмы. Их надо снять и как-то честно продать.

Exploitation, или спекулятивное кино — оно не продает, оно спекулятивно впаривает. Впаривает зрителю картины с какими-то низкопробными и аморальными идеями, пользуясь тем, что «нормальное» кино их боится и не хочет иметь с ними дело. В общем, спекулирует на запретных темах.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Твоя любимая порнография по сути своей — тоже спекулятивное кино. Оно паразитирует на низменной тяге здорового, жизнерадостного человека к сексу. Правда, официально порно-индустрию не принято считать подразделением спекулятивного кино. Просто потому, что — как говорилось в старом анекдоте — порнография не художественное кино, а документальное.

Тем не менее всяческое софт-порно, особенно винтажное, составляет достаточно существенный сегмент спекулятивного кино и даже имеет свое обозначение — sexploitation.

Фильмы категории exploitation существуют с незапамятных времен, архивариусы кинофондов полагают, что как только в кадре принялась раздеваться девушка, такое кино тотчас родилось. А девушка в кадре раздеваться начала еще при жизни братьев Люмьер. Но ты не подумай, что такое кино озабочено исключительно похотливыми помыслами.

В фокус спекулятивного объектива попадало все то, что цензура не дозволяла в традиционном кино. В 30-40-х годах это были в первую очередь наркотики, насилие, гомосексуализм и многократно упомянутая выше обнаженка. Собственно эти вечные ценности остаются базисом для exploitation-жанров и по сей день.

В 20-60-е годы в кино, особенно Голливудском, было запрещено почти все, так что спекулятивный кинематограф в андеграунде процветал, и даже приносил отменный доход.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

К примеру, в 50-е годы прошлого века недолгим, но пышным цветом в США расцветало нудистское кино. Эротика и порно ведь запрещены? Конечно. А что, если снять якобы научно-образовательный фильм о жизни нудистов? Да еще с непрестанными пояснениями о моральности и духовности единения нудистов с природой и с пропагандой семейных ценностей? Запросто!

Вот так захватило кино о нудистах все грайндхаусовые и автомобильные кинотеатры Америки. Угадай, кто ходил на фильмы вроде «Эдемский сад» (1954) и зачем.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Но что мы все о сексе! Плодились тогда суровые байкерские фильмы (например, «Дикарь», 1953), и, наоборот, ликующая развлекуха о серферах («Гиджет», 1959). А в Италии, помимо пресловутого джалло (о котором я уже писал отдельно) родился феноменально долговечный жанр «мондо» — страдающие желтизной документалки о порочных нравах планеты. «Собачий мир» (1962) — самый известный тому пример, хотя завсегдатаи советских видеосалонов впервые столкнулись с фильмами-мондо через американские «Лики смерти» (1979). В основном ленты мондо сводились к тому, чтобы зритель в полночь в полупустом замусоренном кинозале проглотил бы сигарету от изумления, когда на его глазах корейцы сожрали собаку, а какие-нибудь голландские трансвеститы слизали кокаин с крышек унитазов.

Дурацкий, но любопытный факт — знаменитая для всех песня «Мана-мана» (обычно ее помнят по версии «Маппет шоу») позаимствована как-раз из такого итальянского мондо-фильма — «Швеция: Небеса и Ад» (1969), где речь шла о лесбиянках, наркоманах и самоубийцах Швеции.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Затравленного зрителя вводят в особый ступор картины, спекулирующие на насилии в эрогенных зонах мозга. За это надо сказать спасибо бесконечному потоку бессовестных лент о женских тюрьмах («Куклы за колючей проволокой», 1976). Но даже они меркнут перед подлинным бриллиантом в короне кинотреша: жанром, до уровня которого не смогло деградировать уже ничто, и вряд ли сможет (ну кроме разве что совсем уникального «Сербского фильма» 2010 года). Я имею в виду фильмы о нацистских оргиях и о нимфоманках, работающих комендантами концлагерей. Трудно говорить и писать о них без восторженного придыхания, как будто тебе сдавливают шею удавкой.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Nazisploitation вырос, как ни странно, из серьезного, местами фестивального кино — в числе вдохновителей называют «Ночной портье» (1974) и «Сало или 120 дней Содома» (1975). Но это не помешало первопроходцам секс-треш-нацизма мгновенно скатиться в такую похабщину, что у Пазолини бы волосы на заднице дыбом встали. Эталоном и по сей день числится «Ильза — волчица СС» (1975). Там есть все, что тебе надо — садистка-комендант, днем ставящая бесчеловечные эксперименты над заключенными женщинами, а по ночам совокупляющаяся с заключенными мужчинами. Не подумай только, что это забавная комедийная развлекуха — здесь найдутся вполне себе тошнотворные сцены, придающие увесистость происходящей на экране несусветной клюкве. Жанр, кстати, жив до сих пор, и вообще кажется вечным — еще до кино лагерные оргии были привычной потехой в мужских приключенческих журналах для взрослых (см. картинку).

Эх, как много есть чего рассказать, но мне уже стучатся в дверь — зовут на оргию с мутантами. Кстати, всякие монстры — пираньи, аллигаторы и прочие чудовища из черной лагуны — заслуженные и почетные герои спекулятивного кино. Но пусть они про себя сами тебе расскажут, сейчас открою клетки только…

Интересное
Катерина Рукавичникова, 29.09.2015
Катерина Рукавичникова, 20.01.2016
Августовский номер
Августовский номер

Актуальный луг сезона! Актриса Анастасия Стежко в августовском MAXIM.

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик