Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 10.12.2013

Правила эксплуатации

title

И не передать на словах, как наши журналисты мучаются с переводом термина exploitation film на русский. И «эксплойтейшен», и «эксплутационный» звучат кошмарно. Потому я скромно, без амбиций предлагаю свою простую и звучную версию — «спекулятивное кино».

Попробую в двух словах объяснить что это. Итак, в то время, как в Голливуде… стоп, в двух словах уже не получается. Давай в тысяче слов.

Представь себе на минутку, что существуют фильмы «обычные» — мелодрамы, детективы, комедии о полетах на дирижаблях, миллионы и миллионы лент, снятых для зрителя, иногда для критиков. В любом случае это большое кино. Существует также кино малое — состряпанное за ломаные гроши, выходящее прямиком на видео, и способное быть увиденным на трешовом телеканале в 4 утра. Это би-муви. Но даже би-муви в основной массе — обычные фильмы. Их надо снять и как-то честно продать.

Exploitation, или спекулятивное кино — оно не продает, оно спекулятивно впаривает. Впаривает зрителю картины с какими-то низкопробными и аморальными идеями, пользуясь тем, что «нормальное» кино их боится и не хочет иметь с ними дело. В общем, спекулирует на запретных темах.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Твоя любимая порнография по сути своей — тоже спекулятивное кино. Оно паразитирует на низменной тяге здорового, жизнерадостного человека к сексу. Правда, официально порно-индустрию не принято считать подразделением спекулятивного кино. Просто потому, что — как говорилось в старом анекдоте — порнография не художественное кино, а документальное.

Тем не менее всяческое софт-порно, особенно винтажное, составляет достаточно существенный сегмент спекулятивного кино и даже имеет свое обозначение — sexploitation.

Фильмы категории exploitation существуют с незапамятных времен, архивариусы кинофондов полагают, что как только в кадре принялась раздеваться девушка, такое кино тотчас родилось. А девушка в кадре раздеваться начала еще при жизни братьев Люмьер. Но ты не подумай, что такое кино озабочено исключительно похотливыми помыслами.

В фокус спекулятивного объектива попадало все то, что цензура не дозволяла в традиционном кино. В 30-40-х годах это были в первую очередь наркотики, насилие, гомосексуализм и многократно упомянутая выше обнаженка. Собственно эти вечные ценности остаются базисом для exploitation-жанров и по сей день.

В 20-60-е годы в кино, особенно Голливудском, было запрещено почти все, так что спекулятивный кинематограф в андеграунде процветал, и даже приносил отменный доход.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

К примеру, в 50-е годы прошлого века недолгим, но пышным цветом в США расцветало нудистское кино. Эротика и порно ведь запрещены? Конечно. А что, если снять якобы научно-образовательный фильм о жизни нудистов? Да еще с непрестанными пояснениями о моральности и духовности единения нудистов с природой и с пропагандой семейных ценностей? Запросто!

Вот так захватило кино о нудистах все грайндхаусовые и автомобильные кинотеатры Америки. Угадай, кто ходил на фильмы вроде «Эдемский сад» (1954) и зачем.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Но что мы все о сексе! Плодились тогда суровые байкерские фильмы (например, «Дикарь», 1953), и, наоборот, ликующая развлекуха о серферах («Гиджет», 1959). А в Италии, помимо пресловутого джалло (о котором я уже писал отдельно) родился феноменально долговечный жанр «мондо» — страдающие желтизной документалки о порочных нравах планеты. «Собачий мир» (1962) — самый известный тому пример, хотя завсегдатаи советских видеосалонов впервые столкнулись с фильмами-мондо через американские «Лики смерти» (1979). В основном ленты мондо сводились к тому, чтобы зритель в полночь в полупустом замусоренном кинозале проглотил бы сигарету от изумления, когда на его глазах корейцы сожрали собаку, а какие-нибудь голландские трансвеститы слизали кокаин с крышек унитазов.

Дурацкий, но любопытный факт — знаменитая для всех песня «Мана-мана» (обычно ее помнят по версии «Маппет шоу») позаимствована как-раз из такого итальянского мондо-фильма — «Швеция: Небеса и Ад» (1969), где речь шла о лесбиянках, наркоманах и самоубийцах Швеции.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Затравленного зрителя вводят в особый ступор картины, спекулирующие на насилии в эрогенных зонах мозга. За это надо сказать спасибо бесконечному потоку бессовестных лент о женских тюрьмах («Куклы за колючей проволокой», 1976). Но даже они меркнут перед подлинным бриллиантом в короне кинотреша: жанром, до уровня которого не смогло деградировать уже ничто, и вряд ли сможет (ну кроме разве что совсем уникального «Сербского фильма» 2010 года). Я имею в виду фильмы о нацистских оргиях и о нимфоманках, работающих комендантами концлагерей. Трудно говорить и писать о них без восторженного придыхания, как будто тебе сдавливают шею удавкой.

Правила эксплуатацииПравила эксплуатации

Nazisploitation вырос, как ни странно, из серьезного, местами фестивального кино — в числе вдохновителей называют «Ночной портье» (1974) и «Сало или 120 дней Содома» (1975). Но это не помешало первопроходцам секс-треш-нацизма мгновенно скатиться в такую похабщину, что у Пазолини бы волосы на заднице дыбом встали. Эталоном и по сей день числится «Ильза — волчица СС» (1975). Там есть все, что тебе надо — садистка-комендант, днем ставящая бесчеловечные эксперименты над заключенными женщинами, а по ночам совокупляющаяся с заключенными мужчинами. Не подумай только, что это забавная комедийная развлекуха — здесь найдутся вполне себе тошнотворные сцены, придающие увесистость происходящей на экране несусветной клюкве. Жанр, кстати, жив до сих пор, и вообще кажется вечным — еще до кино лагерные оргии были привычной потехой в мужских приключенческих журналах для взрослых (см. картинку).

Эх, как много есть чего рассказать, но мне уже стучатся в дверь — зовут на оргию с мутантами. Кстати, всякие монстры — пираньи, аллигаторы и прочие чудовища из черной лагуны — заслуженные и почетные герои спекулятивного кино. Но пусть они про себя сами тебе расскажут, сейчас открою клетки только…

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик