Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 26.11.2013

Бедная фантастика!

title

Самые простые и лучшие классификации делят все на две категории, как то: хорошее и плохое, быстрое и медленное, квадратное и не квадратное. Так же и с кино — мы давно привыкли, что оно существует двух видов — корпоративное (т.е. от больших студий) и независимое. И как-то незаслуженное забывается, что существует и третья категория, нижний пласт на самом дне — андеграундный кинематограф.

Андеграундное кино есть везде, даже в России, будь она неладна. Правда при мысли о нем люди обычно представляют себе ранние дичайшие ленты Светланы Басковой — «Зеленый слоник» и «Пять бутылок водки» (в последующих картинах она перестроилась на более серьезный тон, но, кажется, лучше от этого никому не стало). В реальности не все так страшно. Почти все, но не все.

Я попробую приобщить тебя к русским андеграундным фильмам шершавым языком трэшовой фантастики. У нас сегодня на рассмотрение образцовые трехкопеечные антинаучно-сатирические ленты, которые-таки нашли своего зрителя. Может, даже двух или трех.


Бедная фантастика!Бедная фантастика!
Звездный ворс, 2012

Режиссеры: Андрей Кагадеев, Николай Копейкин

Кино предназначается для людей с покалеченным мозгом, точнее для тех из них, кому покалеченный мозг не доставляет неудобств, а служит скорее источником наслаждения.

Этот проект снимался, кажется, бесконечное число световых лет силами участников питерской группы Н.О.М. и примкнувших к ним созидательных психопатов. Сергей Шнуров и Александр Лаэртский в том числе.

Сколько фильм стоил — сказать не могу, но могу примерно поведать как оно выглядит: как мультфильм по Булычеву на амфетаминах, только не мультфильм. Задорно, и местами почти зрелищно.

Сразу предупреждаю — несмотря на суровое подпольное происхождение, эта самоделка не содержит ни поедания отбросов, ни расчлененки, ни даже употребления наркотиков. Практически семейное кино. Его можно смотреть с детьми (если их совсем не жалко и все равно выбрасывать).

Так зачем же это видеть? А чтоб смешно было. По сюжету некий профессор Чащарский строит подземный бурильный(!) аппарат, способный перемещаться между планетами. Не спрашивай как — в фильме это объясняется подробно, я даже поверил. С командой редкостных олигофренов-энтузиастов отправляется исследовать новые миры и собирать метеориты на продажу. Далее все как надо — погони, пьянки, предательства, и компьютерные эффекты уровня микрокалькулятора 60-х годов.

В других руках этот фильм развалился и сгнил бы на глазах зрителя еще до окончания. Но лапы Кагадеева и Ко удержали весь этот мусор и не растеряли по дороге ничего важного. А самое важное тут — дать людям поржать, выдержать стиль и родить несколько позитивно чокнутых персонажей. В первую очередь запоминаются сам профессор Чащарский, усыновленный командой пес, народная целительница Ядвига и девушка-экскурсовод с планеты Колобок.

Не буду никому рекомендовать этот фильм, так как чем меньше людей его видело, тем более гордо себя чувствуют те, кто видел. И все же подразню, сказав напоследок: основная заслуга «Звездного ворса» — в нем очень чутко и деликатно выдержана тонкая грань между маразмом и ахинеей.


Бедная фантастика!Бедная фантастика!
Ятинсотэстс, 2004

Режиссер: Дмитрий Васильев

А теперь нечто совершенно иное. Продукция слишком даже независимой студии «Алибастер». Ты наверняка о фильме знаешь — «Ятинсотэстс» собрал почти миллиард долларов в мировом прокате (это не считая доходов от продажи сувенирной продукции и рабов)... но где-то в альтернативной Вселенной. И путь в ту Вселенную лежит через Бурятию.

Русской речи здесь практически не слышно — персонажи общаются на некоем диалекте, похожем на изысканную помесь монгольского с енохианским. На таком языке говорил бы Ктулху, если бы его ему обучили в школе.

Фильм преподносит зрителю зарисовку из жизни в бурятской деревне — где почти ни одной типичной бурятской физиономии почему-то не наблюдается. В селе обосновался представитель иной цивилизации, и при помощи электрических ритуалов и роботов из картона реализует коварный замысел, не жалея людей.

Дмитрию Васильеву каким-то непостижимым образом удалось сотворить почти полноценное этническое кино — ей богу, отдельные куски этой слегка затянутой ленты вполне блещут местечковым фольклорным натурализмом.

А вот что кино портит, так это натурализм физиологический — на рвоту и семяизвержение полюбоваться придется — и сие как-то совсем не в кассу. Спасибо, что хоть немного, спонтанными эпизодами.

Боюсь, что на свете найдутся люди, которым стоит это увидеть хотя бы одним из своих шестнадцати глаз. А над чем еще им поржать гнусным депрессивным вечером, если не смешат уже ни Чаплин, ни КВН, ни наркотики.

Вердикт прост — медитативная картина, по которой там и сям, без знаков предупреждения разбросаны мины, на которых взрывается мозг.


Бедная фантастика!Бедная фантастика!
Колобаха, 2008

Режиссер: Дмитрий Васильев

Почти ставшая культовой (ей не хватает буквально пары адептов для регистрации культа в Минкульте) «Колобаха» снята теми же людьми, что и «Ятинсотэстс». Но в этот раз конфликт людей, роботов и здравого смысла выводится на глобальный международный уровень.

В центре сюжета — история о том, как американцы разработали и применили климатическое оружие, погрузившее Россию и Китай в нескончаемый холод — настолько лютый, что в реке купаться можно только летом, да и то предварительно прорубив лед.

Группа доблестных (но явно страдающих от слабоумия) работников русского НИИ отправляется в Бурятию, чтобы разрешить климатическую проблему самым научным образом. Сюжет обещает шпионские заговоры, мордобои, членовредительство и даже музыкальный номер в неосоветской эстетике.

«Колобаха» сильно продвинулась вперед в драматургическом плане в сравнении с «Ятинотэстс» — и ритм бодрячком, и шутки шутястее. И выглядит уже не на две копейки, а на все четыре (из которых одну, правда, то ли пропили, то ли в прорубь уронили). По большому счету это уровень любой толковой ленты от «Тромы». Ну... как если бы «Трома» решила снять что-то среднее между «Плохим вкусом» и «Кин-дза-дза». Не в смысле сюжета, а в смысле... в смысле... да какой тут смысл нахрен!

В обоих картинах прощупывается даже что-то сорокинское — я вполне бы доверил Васильеву снять «Норму» или «День опричника», будь моя воля. Этот человек явно движется в том же направлении на резонансной волне. Только на фоне Сорокина Васильев чуть простодушнее и добрее. Но это поправимо.

Да, чуть не забыл сказать — самое странное в «Колобахе» то, что она кончается так, будто начинается «Звездный ворс»: звучит Н.О.М. и появляется...

Интересное
Катерина Рукавичникова, 18.09.2015
Катерина Рукавичникова, 02.10.2015
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик