Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 15.10.2013

Апокалипсис вчера

title

Вряд ли существует другой такой жанр кино, о котором можно говорить с такой же нежностью, любовью и еле сдерживая приступы умиления, как пост-апокалиптические фильмы. Ты видишь, как горстка выживших после ядерной войны человеческих отбросов копается в груде радиоактивного мусора в поисках свежей крысятинки, и ради таких сцен ты готов простить кинематографу все его подлости и ошибки.
Апокалипсис вчераАпокалипсис вчера

Формально пост-апокалиптическое кино определяется легко и безошибочно: все умерли, а ты один, спотыкаясь о черепа, бредешь по пустоши, вспоминая былые деньки и мечтая о пицце без человечины.

Но в реальности попадаются легкие сложности идентификации. В частности, во многих такого рода фильмах апокалипсис еще не закончился, а идет полным ходом. Для примера возьми классическую зомби-линейку от Ромеро — если первые два («Ночь мертвецов» и «Рассвет мертвецов») — чистой воды зомби-апокалипсисы, то третью часть «День мертвецов» уже можно рассматривать в рамках пост-апокалиптического искусства. Дополнительное препятствие создает и показ локальных концов света — когда пострадал не весь мир, а некая огороженная территория, как в британских фильмах «28 недель спустя» и «Судный день». Надо ли и их причислять к пост-апокалиптикам? Бог его знает, но лучше не забивать этим голову, тем более что такого рода ленты встречаются не так уж и часто.

Да еще нам путают всю красоту классификации скачущие туда-сюда во времени сюжеты — «12 обезьян», «Машина времени». С ними-то что делать? По этой причине первых трех «Терминаторов» никак не отнести к пост-апокалиптическим сферам, в отличие от четвертой серии «Терминатор: Да придёт спаситель», где жанр раскрыт целиком и полностью.

Каждый ценит в пост-апокалипсисе что-то свое: кому-то по душе банды панков, режущие выживших себе на беду обывателей («Безумный Макс» серии 2 и 3, «Водный мир»). Для кого-то важнее живописные пейзажи разрухи — поросшие мхом и лианами небоскребы или, наоборот, серые закопченные ядерные руины («Эпидемия», «Книга Илая»). Кому-то интересна тема вселенского одиночества («Последний человек на Земле», «Тихая Земля»). Кого-то тянет на антиутопическую экскурсию («Планета обезьян», «Бегство Логана»). Есть и те, что ищут повод весело поржать («Шестиструнный самурай», «Новые амазонки»). А кто-то из зрителей просто с удовольствием оценивает свои шансы выжить, когда планета практически мертва («Нити», «Дорога»).

Апокалипсис вчераАпокалипсис вчера

Пост-апокалиптики редко опираются на экшен, как правило авторы таких лент больше склонны к научному фантазированию и моделированию философских притч. От того массовый зритель их не особо жалует, да и тема печальная — хэппи-энд в пост-апокалиптиках редкий гость, да и откуда ему взяться.

Предпосылки к появлению жанра появились еще на заре кинематографа (с первыми апокалиптическими фильмами вроде датского «Конец света» 1916 года), но в те времена важнейшим считалось показать на экране саму катастрофу с бум-бабахами и потопами, а не то, как люди спустя годы пытаются оживить погибающую цивилизацию.

Настоящей находкой для пост-апокалиптического кино стало ядерное оружие. Догадайся сам почему (у тебя три попытки).

Одной из первых картин, эксплуатирующих послеядерную тему стала «Мир, плоть и дьявол» (1959), где герой в исполнении Харри Белафонте просидел несколько дней взаперти под землей, и поднявшись наверх, к свету, понимает, что этот мир накрылся медным тазом, и за все спасибо ядерной войне.

Но это кино как-то не стало какой-то знаковой вехой, в отличие от вышедшей в том же 1959 году мрачнейшей классической ленты «На берегу», где обитатели юга Австралии на протяжении нескольких месяцев выжидают, пока ядерное облако погибшего мира дойдет и до них.

В 1964 году мир увидел первую экранизацию новеллы Ричарда Мэтисона «Я - легенда» о выживании одиночки в мегаполисе после эпидемии вампиризма. Звалась картина «Последний человек на Земле», и вряд ли еще какая-то другая кинолента произвела столь же мощное влияние на весь жанр пост-апокалиптического кино. Впоследствии книга экранизировалась еще два раза — как «Человек Омега» (1971) и «Я - легенда» (2007). Плюс можно еще посчитать трэшовую версию от студии Asylum «Я - Омега» того же 2007 года.

Тема превращения человечества в вампиров, кстати, не такая уж и редкая в кино, хотя далеко не так на слуху, как зомби-апокалипсисы. Многие такого рода ленты просто как-то незаслуженно проскочили мимо зрителя, например «Воины Света» (2009) с Итаном Хоуком и Уиллемом Дефо. Но я уже отвлекся.

Самым благодатным периодом для пост-апокалиптиков стали 80-е, что неудивительно — холодная война вошла в самую жестокую фазу, и где-то в 1984 году половина планеты помышляла о Третьей Мировой как о чем-то неизбежном и почти осязаемом. Вот тогда и возникли ядерные ленты «На следующий день» (1983), «Завещание» (1983) и «Нити» (1984).

Апокалипсис вчераАпокалипсис вчера

За пределами ядерной войны тоже водились сюжеты, за что особая благодарность новозеландской ленте «Тихая Земля» (1985), где проснувшийся человек обнаруживает, что и в его городе, и за его пределами нет ни единой живой души, хотя мир кажется нетронутым и безмятежным. Из фильмов об пост-апокалиптическом одиночестве, этот, наверное, самый цепляющий и запоминающийся. К тому же у лично у меня есть подозрение, что Питер Джексон своровал из него одну сцену для «Властелина Колец» (где Смеагорл убивает брата в драке за кольцо).

Наконец, отрадно сообщать, что и в наши времена не иссякают пост-апокалиптические лакомства. Пока мир, затаив дыхание, гадает — будет ли снят фильм по игре Fallout или нет, на экраны просачиваются пост-апокалиптики примечательного уровня. Если «Обливион» (2013) вдруг тебе не пришелся по душе, попытай счастья с испанским кино: «Эпидемия» (Los últimos días, 2013) показывает историю с очень странным фантастическим допущением — будто люди перестали выходить на улицу из-за симптомов фатальной паники. К логике идеи есть где придраться, но все это пустяки на фоне того чудесного факта, что тебе дадут посмотреть безлюдную, полуразрушенную и запущенную Барселону.

Апокалипсис вчераАпокалипсис вчера

12 пост-апокалиптических фильмов, которые дадут тебе верный ориентир

Нити (1984)

Последний человек на Земле (1964)

Безумный Макс 2: Воин дороги (1981)

Тихая Земля (1985)

Письма мёртвого человека (1986)

На следующий день (1983)

Терминатор: Да придёт спаситель (2009)

Власть огня (2002)

Эпидемия (2013)

Бегство Логана (1976)

Обливион (2013)

Девять (2009, м/ф)

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик