Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 20.08.2013

Таинственные предки

title

Фильмы бывают не только хорошие и плохие. Они еще бывают важными. Причем важные фильмы также делятся на хорошие и плохие, но смотреть их приходится вне зависимости от качества - иначе в твоей картине мира начинают зиять пробелы, и сердцу тревожно в груди. Сегодня речь о трех таких важных, но ничуть не напыщенных лентах. Важны они от того, что помогли создать целые жанры, но при этом мало кому известны.

Оно! Ужас из космоса (It! The Terror from Beyond Space, 1958)
Таинственные предкиТаинственные предки

Это в меру бездарная черно-белая фантастика третьего эшелона, снятая режиссером Эдвардом Каном - в его огромной фильмографии ты найдешь ленты с интригующими заголовками «Девушки в тюрьме» (1956) или «Ружья, девочки и гангстеры» (1959). В общем, наш человек.

В потоке би-треша и всякого «эксплуатационного кино» (есть такой термин для обозначения провокационных фильмов с дешевыми заманухами) он умудрился сотворить космический хоррор «Оно! Ужас из космоса». Фокус в том, что сюжет картины был почти точь в точь повторен 21 год спустя в картине «Чужой» Ридли Скотта - из-за чего авторы «Ужаса из космоса» даже пытались засудить своего более успешного последователя.

По сюжету марсианская экспедиция землян находит на Марсе остатки предыдущей экспедиции - точнее один остаток, последнего выжившего члена экипажа. Тот уверяет, что на людей охотится марсианского чудище, но его мнение никому не интересно. Ядерный звездолет направляется обратно на Землю, и тут откуда-то из подсобных помещений, да по вентиляционным шахтам начинает вылезать прожорливая тварь, которая лопает весь экипаж по очереди.

Удивительно, насколько бездарно реализовали столь богатый сюжет авторы фильма. Еще удивительнее, что Ридли Скотт, снимая практически то же самое в 1979 году, умудрился вывести и сюжет, и жанр космического хоррора в целом на радикально иной уровень.


Невидимые захватчики (Invisible Invaders, 1959)
Таинственные предкиТаинственные предки

Забавно, но это тоже лента Эдварда Кана - хотя в этот раз наш герой отличился на ином поприще. Подробности ниже.

Самая по себе идея «Невидимых захватчиков» столь же тупа, сколь и гениальна. На Землю вторгаются пришельцы, корабли и костюмы которых невидимы! Да! Это великая кинематографическая идея - не надо париться и тратиться на декорации, макеты и скафандры с щупальцами. Все что требуется - это чтобы земляне пялились в пустоту и кричали - «Смотрите! Там невидимые пришельцы, они нас убьют!». Так и происходит в фильме.

Но во второй половине ленты происходит принципиально важный (как оказалось - для всего кинематографа) сюжетный поворот -захватчики массово вселяются в тела мертвецов, после чего мертвые начинают ходить и охотиться на людей.

Так вот те самые ходячие мертвецы своим гримом, мимикой и отмороженной походкой невероятно походят на привычных нам зомби. То никакая не случайность - общепринято считать, что Джордж Ромеро своровал образ зомби (а также ряд самых запоминающихся кадров) именно из «Невидимых захватичков». Другое дело, что его «Ночь живых мертвецов» (1968) - кино принципиально иной художественной категории, но не всем же продавать треш под видом киноклассики, это удел избранных.


Садист (The Sadist, 1963)
Таинственные предкиТаинственные предки

Нет, это не Эдвард Кан, речь пойдет о куда более крепкой киноленте от богом забытого режиссера Джеймса Лэндиса (нет, не родственник Джона Лэндиса, судя по всему). Джеймс тоже снимал ленты крайне спорные - как тебе фильм «Страшный кролик» (1964), где русские запускают в америку кроликов, зараженных смертоносной бактерией? Рейтинг 1,8 на imdb - достижение, согласись!

И в «Страшном кролике», и в «Садисте» главная роль досталась культовому актеру трешовых категорий Арчи Холлу младшему. Самое интересное, что «Садист» получился во многих отношениях выдающейся лентой, и первоисточником множества шаблонов, правил и штампов для триллеров и хорроров современности. В основе сюжета - реальная история маньяка Чарльза Старквезера. Его биография, к слову, также стала фундаментом «Пустошей» Малика и «Прирожденных убийц» Стоуна.

Упоротый псих с пушками и полоумной подругой разъезжает по Америке и валит обывателей направо и налево без каких-то угрызений, чисто потехи ради. В «Садисте» к нему в лапы попадает компания друзей, заехавшая на автосвалку в поисках запчастей. То есть перед тобой - типовой хоррор о людях, что ехали весело гулять и развлекаться, но попали в неудачное место в неудачное время.

Интересно то, с какой жестокостью режиссер отнесся к жертвам, позволив Садисту куда больше вольностей, чем было принято в американском кино той эпохи. Непробиваемая серьезность и безысходность истории сильно укрепила хлипкий на первый взгляд фильм, превратив его в классическую ленту, и славный прообраз маниакальных триллеров наших времен - начиная с «У холмов есть глаза» и заканчивая «Домом 1000 трупов» и прочими «Волчьими ручьями».

Ну вот, теперь ты знаешь, откуда берутся маньяки - а уж как распорядиться этим знанием, соображай сам.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик