Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 02.07.2013

Альтернативно одаренный комедиограф

title

Люди, слишком усердно занятые юмором (не важно, создают его они, или потребляют), зачастую к сорока годам притупляют свое восприятие смешного. Попросту говоря, им начинают казаться несмешными комедии, анекдоты, остроумие друзей и уж тем более все, что с хохотом прет на них из телевизора.

Мало того, сами критерии смешного в мозгу этих несчастных деформируются. И наступает странный побочный эффект - жертвы Синдрома Несмеяны начинают воспринимать как юмор такие вещи, которые человеку обычному не покажутся смешными никогда. Это как поздний Жванецкий - за свою жизнь он нашутил столь изрядно, что хватит на целый танкер юмористов. Но в эндшпиле карьеры Жванецкий принялся писать вещи очень странные, которые ставили залы в тупик. Зрители смеялись из вежливости или заражались задором исполнителя, но на цитаты растаскивать новодельный юмор не торопились.

Тем не менее, этот поздний Жванецкий тоже необычайно остроумен, просто оное остроумие витает в таких сферах, куда человеку обычному попасть во-первых сложно, а во-вторых - и не нужно даже. Действительно, зачем - вокруг и так полно еще, над чем можно поржать.

Когда тебе уже не смешно ничего, но организм требует веселья, некоторое время спасает повышение дозы, или поиски стодесятого тайного слоя юмора в каждом скетче «Монти Пайтонов». Но и эти инструменты, износившись, теряют силу.

И вот тут, в тупике, к тебе на помощь придут альтернативно одаренные юмористы. Они обычно слегка странные и не очень популярные в массах персонажи, которые плодят какие-то свои, сугубо внутренние мутные шутки, совершенно не пытаясь идти в ногу с человечеством. Вуди Аллен в принципе как раз из таких. Но к нему в какой-то момент потянулся столь плотный людской поток, что как альтернативного комика его и не воспринимаешь уже.

Я бы на твоем месте в такой ситуации попробовал другого человека, европейца с именем Жак Тати. Скончался он давненько, в 1982 году, а фильмов успел снять - кот наплакал, так что знакомство с французским режиссером много времени у тебя не отнимет. За день посмотришь и еще успеешь вечером в компьютер поиграть.

Хотя я назвал Жака Тати французом, он бы мог вынуть трубку изо рта и меня поправить - дескать, он еще и русский. Его дед - русский генерал Дмитрий Татищев, из Рюриковичей, в общем. А мать - та вообще полуитальянка, полуголландка. С кем не бывает.

Вот так, на стыке русского цирка, чаплинской комедии и прогрессивного французского кино Жак Тати вылепил шесть полнометражных фильмов, вряд ли имеющих какие-то аналоги, с которыми было легко и просто их сравнить и тем самым уверенно рекомендовать. Это комедии, рассчитанные чисто на везение - работает ли мозг зрителя на волне Тати или нет. Тебя даже никто не будет обзывать тупым, если эти фильмы тебе не понравятся. Согласись, звучит заманчиво, ты ничего не теряешь!

Зато после знакомства с Тати тебе станет гораздо проще понимать такого режиссера, как Жан Пьер Жёне, к примеру. А уж мультик «Трио из Бельвилля» точно заиграет новыми невидимыми красками.

* * *

«Праздничный день» (1949) - более-менее традиционная французская комедия о почтальоне и велосипедах, с элементами суеты и дебоша.


«Каникулы господина Юло» (1953) - первый «канонический» Тати, т.к. в нем появился обязательный персонаж в изображении самого Жака: добрая и невозмутимая жертва больших и мелких обстоятельств, господин Юло. В следующих трех фильмах встреча с ним неизбежна.


«Мой дядя» (1958) - одно из хардкорных проявлений стиля Тати. Создается ощущение будто фильм снимался по заказу масонской ложи дизайнеров и фотостилистов. Ты можешь порезать фильм на мелкие кадры и получить толстенный альбом «прогрессивный евродизайн 60-х». Странного и привлекательного визуала так много, что когда я смотрел ленту впервые, увлекся картинкой и совершенно позабыл о слежке за сюжетом. В итоге пропустил все шутки и скетчи.


«Время развлечений» (1967) для Жака Тати значил то же, что для Фрица Ланга «Метрополис» - что-то такое большое, красивое и наверняка очень-очень важное. Несколько лет съемок, колоссальных размеров декорации и бюджет в 17 миллионов франков (сделаю вид, будто знаю, сколько это в долларах, но тебе не скажу!). Кино безумно красиво, необъяснимо смешно, но для режиссера - разорительно.


Собственно, провал этого проекта и привел к тому, что Тати перешел в разряд не просто маленького, а невероятно маленького кино - совершенно не смешной, но занимательный фильм «Автодвижение» (1971) снят уже для телевидения. Как и финальный цирковой «Парад» (1974).


Удивительно, но в следующем проекте Жака Тати главными героями должны были стать музыканты дуэта Sparks. Хотя какое там удивительно - как раз эксцентрики что надо.


Стоило Тати невзначай умереть, как его творческий статус пошел вверх: журналы стали массово включать его в списки величайших режиссеров XX века, кто-то пересматривал его комедии по сорок раз, находя в них глубинные космические смыслы. Наконец, по нереализованному сценарию Тати был снят полнометражный мультфильм «Иллюзионист» (2010), где аниматоры изобразили самого Жака как-то кощунственно реалистично, будто из могилы живого вытащили. Правда, с сентиментами переборщили - это главный минус. Да, как и все французы и русские, Тати всегда был сентиментален, но никогда не позволял себе на экране распускать сопли против зрителя. Знал, что не в соплях его сила.

Интересное
Катерина Рукавичникова, 02.02.2016
Катерина Рукавичникова, 20.01.2016
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик