Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 15.05.2013

Кино-разрушитель

title

Фильмы о пожарах, потопах и железнодорожных катастрофах человечество научилось снимать практически с момента изобретения кинопленки. Но первой существенной жанровой вехой принято считать экранизацию крушения «Титаника», которую по горячим следам сняли в 1912 году лидеры европейского кино той эпохи - немцы. Лента зовется In Nacht und Eis, длится 35 минут, и ее можно запросто поглядеть на YouTube.

В последующие годы киноэкраны заполонили фантастические, религиозные, военные и природные катастрофы, но жанр развивался бессистемно и породил не так уж и много великих лент. В первую очередь вспоминаются «Кинг Конг», «Годзилла» и хичкоковские «Птицы».

Любители массовых смертей и разрушений единодушны во мнении, что золотая эпоха кинокатастроф наступила в 70-е годы. Взлет начался с «Аэропорта» - экранизации романа Артура Хейли, которого ты наверняка в детстве читал, а если и не читал, то просто забыл, что читал. Бомба на борту самолета, девять номинаций на «Оскар», вдохновение для советского «Экипажа» и для комедии «Аэроплан!». Тут-то карта и поперла. Крушение океанского лайнера («Приключения «Посейдона»», 1972), пожар в небоскребе («Вздымающийся ад», 1974), бешеная рыба («Челюсти», 1975), потряхивание Лос-Анджелеса («Землетрясение», 1974) и даже подрыв дирижабля («Гинденбург», 1975) - это лишь надводная часть айсберга, протаранившего кинопрокат семидесятых.

Тебе будет полезно знать, что в это время сформировались основные концепции и понятия disaster movies (как зовут такое кино по-английски). Постановка таких зрелищ - дело дорогостоящее, потому течение фильма разбавляется обилием недорогих в производстве мелодраматических сцен. Заодно это помогает познакомиться с героями, чтобы был смысл ждать хэппи-энда - не так уж и жалко, что город сгорел, а планета взрорвалась, если в финале симпатичная зрителю романтическая пара воссоединяется и идет венчаться. Стало возможным и четко делить все эти фильмы по категориям катастрофичности.

• Природный катаклизм (как «Пик Данте», «Смерч»)
• Ядерная война («На следующий день», «Нити»)
• Вторжение пришельцев («День независимости», «Война миров»)
• Атака чудища («Монстро», «Пираньи 3D»)
• Смертоносная зараза («Штамм Андромеда», «Эпидемия»)
• Зомби-апокалипсис («Рассвет мертвецов», «28 дней спустя»)
• Пожары и крушения («Титаник», «Неуправляемый»)
• Глобальная катастрофа («Столкновение с бездной», «Знамение»)

Случаются фильмы, где основное внимание уделяется не самому процессу уничтожения человечества, а тому, какое оно влачит существование после таковых событий. Но это уже представители иного, интересного и обширного кинематографического жанра - пост-апокалипсис. Сегодня же у нас речь не об этом. Хотя фильмы-катастрофы обожают во всем мире, в национальном кино разных стран они представлены слабо. Основной производитель киноуничтожений - Голливуд, а также - как ни удивительно - Япония.

Помимо двух или трех тысяч фильмов о Годзилле и ее друзьях, японцы наплодили ленты о воскресших динозаврах, землетрясениях и своей национальной гордости - вулканической активности. В 1973 году они сделали попытку утопить Японию в фильме «Гибель Империи» (Nihon Chinbotsu), а затем повторили то же самое в ремейке 2006 года. Другое дело, что большинство местных кинокатастроф до мирового зрителя не доходит. Потому если вдруг тебе попадется японская «Пандемия» (Kansen Retto) 2009 года, ты будешь удивлен, насколько нахально Стивен Содерберг содрал львиную долю сюжета для своего «Заражения» 2011 года.

Их соседям корейцам тоже не чуждо чувство зрелищного саморазрушения - самый кассовый фильм в истории корейского кино - «Вторжение динозавра» (Gwoemul, 2006). Очень, кстати, прелестный, да к тому содержит сцену, которую старательно скопировал Бломкамп для «Района №9».

Потому лично мне всегда было грустно, что Россию мы разрушаем как-то неактивно. Вот было же два года назад русско-американское кино «Фантом», где пришельцы Москву старательно изувечили. Да, глупое, да, примитивное, да, безвкусное. Но неужели тебе не интересно посмотреть на родной сожженный город? Лично я порадовался от всей души.

И все же теплый прием недавней ленты «Метро» не может не обнадеживать. А тут еще слухи страшные ходят, будто Николай Лебедев («Легенда №17») «Экипаж» собрался заново переснять. Собственно, а почему бы и нет? В конце концов, мы ядерная держава, а даже какой-то самолет в кадре взорвать толком стесняемся. За державу обидно.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик