Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 09.04.2013

10 фильмов для знакомства с киберпанком

title

Киберпанковские фильмы – это, как правило, научно-фантастические антиутопии в специфическом электротехническом антураже, где царит декаданс, а то и полная разруха. В жанре приветствуется безысходность а-ля нуар, шизофреничность а-ля Филип Дик, а также различные эксперименты по внедрению неорганических материалов в мозг или тело человека.

Под это описание попадают многие привычные, и сравнительно безобидные картины: «Робокоп», к примеру. А то и «Чужой» или «Вспомнить все». Мы рассмотрим максимально хардкорный жанровый список, пусть даже часть его ты отсмотрел еще в детстве.

МАТРИЦА (The Matrix, 1999)

Безусловно, ключевое для экранного киберпанка произведение, слегка рафинированное и подразукрашенное, но центральное. «Матрица» - верный метод для захода в мир киберпанка хотя бы потому, что кино Вачовских откровенно вдохновлено романом Уильяма Гибсона «Нейромант», до сих пор не экранизированным, но вот уже 30 лет являющимся каноном жанра.

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ (Blade Runner, 1982)

Фильм Ридли Скотта - исходник, первообраз всей киберпанковой киноэстетики. Экранизация культового романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» основана на все более популярной в наше время спекуляции, что реальность, данная нам в ощущениях – злонамеренная иллюзия. И эта неуютная псевдовселенная пригодна для обитания героев почти всех перечисляемых ниже картин.

ГАЛАКТИКА ТНХ-1138 (THX 1138, 1971)

Первый полнометражный фильм Джорджа Лукаса, снятый за 777 тысяч долларов. И очень незаурядная антиутопия - потому что в те времена Лукас еще был хорошим режиссером (понимаю, что в это трудно поверить, но придется). Кино о восстании против системы, о том, каковы шансы одиночки против замкнутого, абсурдного и непонятного мира. Фильм сродни «Бегству Логана» или «Острову» Майкла Бэя, только гораздо дешевле, минималистичнее и сильнее. И с очень строго выверенным стилем, который проложил вехи для грядущего киберпанка.

БРАЗИЛИЯ (Brazil, 1985)

Киберпанки благодарны Терри Гиллиаму за как минимум два фильма - «Бразилию» и «12 обезьян». Ты сам волен выбрать, какой из них главнее, но «Бразилию» явно интереснее препарировать с точки зрения визуального стиля, т.к. здесь на экране царит стимпанк, причем экстра-класса. А вот идея трагедии, вызванной компьютерным сбоем, и бегства человека от реальности в подсознание - это все мотивы киберпанка, как ни крути.

ТЭЦУО, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК (Tetsuo, 1989)

Я бы никому и никогда не рекомендовал это кино к просмотру, если бы не фанатичные киберпанки, внесшие его в золотой фонд. «Тэцуо» - японский кибер-хоррор от режиссера Синья Цукамото. Тебя ждет беспрерывный поток черно-белого сознания, более похожий на видеоклип индустриальной группы. Сюжет весьма условен, но его цель - показать физиологически тошнотворный процесс слияния человека с железными механизмами. Зрителю понадобится не столько внимание и понимание, сколько антидепрессанты. И все же, если ты хочешь познать киберпанк в его наиболее хардкорной форме, то «Тэцуо» тебе не избежать.

ПИ (Pi, 1998)

Еще один киберпанк с монохромной картинкой. Дебютный сюрреалистический триллер Даррена Аронофски, за который режиссер получил приз фестиваля в Сандэнсе. Тебя ждут довольно странные, почти наркотические 80 минут, за которые придется разобраться, каким образом кибернетика, математика и кабалистика могли смешаться с Филипом Диком и Кафкой.

КОДЕР (Cypher, 2002)

В «Кодере» нам показывают шпионскую историю о вездесущих корпорациях, явно навеянную Филипом Диком, но снятую уже во времена «Матрицы». Это вторая полнометражная лента от создателя легендарного фильма «Куб» Винченцо Натали. Почему-то гораздо менее популярная, но при этом ничуть не менее мощная.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (eXistenZ, 1999)

Мало кто может похвастаться таким внушительным вкладом в дело киберпанка, как Дэвид Кроненберг. Возможно, его мозг вывернут не просто наизнанку, но вывернут ровно через ту самую дырку, куда втыкаются штепсели оптоволокна. Кроненберговская эстетика пропитала ткань жанра насквозь, и питает даже таких сумасшедших, как Синья Цукамото. «Экзистенция» - самый «кибер» из кронеберговских кино-панков, промежуточный пункт от «Матрицы» к нолановскому «Началу»... но пункт где-то в стороне, в совсем заброшенном, страшном и аномальном мире.

СТРАННЫЕ ДНИ (Strange Days, 1995)

Довольно наивный, но смертельно серьезный фильм Кэтрин Бигелоу по сценарию ее супруга Джеймса Кэмерона. Образец того, как надо было снимать «Джонни Мнемоник», чтобы не сидеть потом зрителям перед экраном с фейспалмом на лице. По сюжету к 2000-му году Лос-Анджелес превратился в пылающий и смердящий город, где, кажется, никого не осталось, кроме молодежных банд и полиции. И на фоне подготовки ко встрече Миллениума разворачиваются события, связанные с нелегальной торговлей чужими воспоминаний и эмоциями. Основной недостаток ленты - ее труднопереносимый хронометраж в почти два с половиной часа, простенький сюжет явно не заслуживал такого размаха. Но все окупается неуклюжими драками в исполнении Рэйфа Файнса и сценой стриптиза Джульетт Льюис.

ТРИНАДЦАТЫЙ ЭТАЖ (Thirteenth Floor, 1999)

«Тринадцатый этаж», как и «Темный город», был незаслуженно пропущен массами из-за ажиотажа вокруг «Матрицы». Идея триллера очень жестко замешана на компьютерах и на искусственно смоделированном ими мире. Да, и тебя ждут пистолеты, кровь, роковые блондинки и даже путешествие в 30-е годы. То есть нуарная часть киберпанка отыграна как нигде с лихвой.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик