Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 26.03.2013

Тема убийства сисек раскрыта

title

Как понять что ты смотришь джалло?

Джалло - это не совсем жанр. Скорее это поджанр триллера-слэшера – причудливая и очень откровенная смесь «Психоза» и «Хэллоуина». Причем именно джалло является родоначальником экранных слэшеров.

Джалло - итальянское кино, снятое после 1963 года. В нем доминирует ничем не прикрытый секс, и садистское насилие. За насилие отвечает в большинстве случаев темная личность с обязательным ножом. От деяний маньяка, как правило, страдают модельной внешности актрисы, и к концу фильма количество ведер их крови может зашкаливать все разумные пределы.

Могут быть и исключения - например, объектом резни станут дети или старушки. Но в целом, достаточно тебе увидеть 3-4 фильма джалло, и ты научишься выделять их в толпе киноматографического трэша. Для джалло очень важен реализм – никакой мистики, зомби и привидений. Потому неверно, когда в список классики джалло включают, например, фильм «Суспирия».

Стандарты джалло

Первым официально признанным кино в стиле джалло считается хичкокоподобная и черно-белая «Девушка, которая знала слишком много» ( 1963). Оно, а также «Кровь и черные кружева» (1964) и «Птица с хрустальным оперением» (1970) заложили не только стилистические стандарты, но и ряд готовых шаблонов, которые столь дотошно соблюдаются, что многие фильмы джалло трудно отличить друг от дружки. Примеры работы по лекалам - ниже.

- Во многих джалло главный герой – иностранец (или иностранка) – приехавший в Италию по делам или же на каникулы, и ставший свидетелем преступления. Хотя может быть другой случай – когда итальянец сам приезжает в Париж или Лондон. Эти штампы объясняются крайне просто и меркантильно: итальянские кинозрители гораздо охотнее шли в кино, если оно было хотя бы отчасти «заграничным».

- Личность убийцы тщательно скрывается до конца фильма, и подозрение падает на всех персонажей, как в любом порядочном детективе. Как правило, за 15 минут до финала убийцу ловят или убивают. Все счастливы... но за 3 минуты до конца выясняется, что настоящий убийца – совсем иной человек. Или же их вовсе было несколько. На мой взгляд, злодеем в финале сценаристы назначают любого из персонажей методом случайного тыка.

- Маньяк вездесущ и всюду поспевает. Носит плащ, перчатки и резво размахивает ножом или бритвой. Но может душить, выдавливать глаза, сбрасывать со скалы и сжигать заживо. Спецэффекты наносимых увечий – главная гордость джалло. Если не считать сисек, конечно – их в джалло 60-70-х больше, чем во всем тогдашнем мировом кинематографе в сумме.

- В каждом втором фильме на столе обязательно стоит бутылка виски J&B. Чем это объяснить – не знаю, разве что только за кинематограф и это виски в Италии отвечала одна и та же мафиозная семья.

Горячая десятка джалло

60-70-е годы – золотая эпоха джалло. Хотя в 80-е было снято несколько любимых фэнами картин («Дрожь», «Боязнь сцены», «Опера», «Нью-Йоркский потрошитель»), на мой взгляд, им сильно недостает весомости, они излишне глуповаты и недостаточно атмосферны.

Джалло существует и по сей день – Дарио Ардженто так и вовсе снял фильм под названием «Джалло» в 2009 году. Но уже в 90-х такое кино утратило способность кого-то удивлять и шокировать. Это вообще проблема классики кино – она сегодня интересует историков больше, чем зрителей. Например «Кровавый залив» (1971), родоначальник всех «Хэллоуинов» и «Пятниц 13-е» - зрелище обязательное, но немного утомительное.

Есть и незаслуженно обделенные вниманием ленты, как мрачное прото-джалло «Женщина озера» (1965). И специфические картины, которые явно обладают потенциалом, но могут быть не поняты случайным зрителем – как «Дом со смеющимися окнами» (1976).

Ниже я предоставил стартовый список для того, чтобы джалло показало себя сразу с лучшего ракурса.

10. Смерть отображается в кошачьих глазах
La morte negli occhi del gatto (1973)
Антонио Маргерити

На 15-м или 20-м джалло ты поймаешь себя на мысли, что не можешь отличить одно кино от другого. Потому начинаю список наиболее любопытных картин с нестандарта.

«Смерть отображается в кошачьих глазах» - редкий пример готического джалло, действие происходит в начале XX века в угрюмом шотландском особняке. И обитатели подозревают в убийстве кого угодно – и вампиров, и рыжего кота, но никак не того, кто живет с ними бок о бок.

Любопытный бонус фильма – в нем снялись сразу и Джейн Биркин, и Серж Гинзбур.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

9. Семь нот в темноте
Sette note in nero (1977)
Лучио Фульчи

Как я уже писал выше, хардкорное джалло не должно заигрывать с потусторонним и сверхъестественным. Иначе это будет не джалло, а итальянский хоррор (тоже, кстати, важный сегмент кинематографа 70-х). «Семь нот в темноте» - пограничное кино, т.к. с одной стороны все жуткое, что в нем происходит, творится реальными людьми. С другой стороны, главную героиню постоянно посещают астральные видения, и они как назло сбываются.

Кровь и секс здесь тоже не главное. Но вот атмосфера породистого триллера, борьбы беспомощной женщины с неведомой угрозой – все это впечатляет даже по нынешним стандартам.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

8. Странный порок госпожи Уорд
Lo strano vizio della Signora Wardh (1971)
Серджо Мартино

Можно было бы игнорировать это кино, состряпанное по стандартным клише джалло, но соблазнительный образ нимфоманки главной героини (сочная брюнетка Эдвиж Энек) не позволяет пропутить такое зрелище. Это первая работа режиссера Мартино в жанре Джалло, и она удалась на славу – по крайней мере во всем, что касается красот картинки и вовлечения зрителя в происходящее.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

7. Торсо
I corpi presentano tracce di violenza carnale (1973)
Серджо Мартино

Один из самых сексуально насыщенных образцов джалло. Студентки развлекаются как могут, соблазняют мужчин и друг дружку, а потом еще удивляются – с чего это их вдруг начинают резать. А уж когда четверо из них устраивают девичник где-то в глуши…

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

6. Отпечатки
Le orme (1975)
Луиджи Баццони, Марио Фанелли

Наиболее специфический из всех фильмов в списке. В «Отпечатках» присутствуют даже астронавты в скафандрах, что – безусловно – вопиющее нарушение всех канонов. Данная картина Баццони – больше классический триллер, чем фильм-резня, и в этом ракурсе он смотрится очень выигрышно на фоне десятков конкурентов.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

5. Кроваво-красное
Profondo rosso (1975)
Дарио Ардженто

слоган «Flesh Ripped clean to the Bone... And the Blood runs Red...»

Совершенно типовой – аж до судорог – сюжет для джалло, где иностранец, попавший в Италию, наблюдает убийство девушки. И в итоге сам нападает на след убийцы, и его засасывает в круговорот кровавых событий. Но бог с ним, с сюжетом, тут важна реализация. «Кроваво-красное» - один из самых знаменитых джалло, он очень задорно поставлен, насыщен колоритными персонажами и роскошными пугающими образами.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

4. Кровь и черные кружева
Sei donne per l'assassino (1964)
Марио Бава

Важная для становления итальянских слэшеров художественная картина. Так как здесь впервые возник главный герой всего джалло – убийца в плаще и перчатках. Да и сюжет с самого начала дает большой простор для фантазий, т.к. резня проходит не где-нибудь, а в модельном агентстве. Очень крепкий атмосферный фильм, и большой шаг вперед для самого Бавы.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

3. Муки невинных
Non si sevizia un paperino (1972)
Лучио Фульчи

Маленький городок переживает невиданную в его историю резню – что ни ночь, то очередной мальчик становится трупом. В город съехалась полиция со всей страны, поймана и обезврежена злостная сумасшедшая деревенская ведьма. Но ничего не помогает. Живописная и невеселая лента, один из краеугольных камней жанра, одна из первых кровавых лент Фульчи. Самая трагичная роль досталась Флоринде Болкан, которая засветилась во многих фильмах из этого Top-10.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

2. Птица с хрустальным оперением
L'uccello dalle piume di cristallo (1970)
Дарио Ардженто

Классика из классик, незаурядного изящества картина, которую совсем не портят мелкие анахронизмы. Содержит две, наверное, самые запоминающиеся сцены в истории джалло: истекающая кровью девушка за витриной галереи, и главный герой в гостях у сумасшедшего художника. Сцена с художником заразительно смешная, что очень великая редкость для джалло.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

1. Ящерица в женской коже
Lucertola con la pelle di donna, Una (1971)
Лучио Фульчи

Флоринда Болкан играет богатую клиентку психоаналитика, которую посещают эротические галлюцинации с жестокими убийствами. Даже неудивительно, что все происходит взаправду. «Ящерица в женской коже» - образцовый пример того, как Фульчи вдруг пробивает на красивую картинку в умопомрачительных итальянских традициях. Почти все джалло чисто по-итальянски красивы, но если уж выбирать образец для витрины, то пусть будет «Ящерица в женской коже». Плюс в ленте есть сильное психоделическое ощущение, благо, что наркотики тоже играют в сюжете не последнюю роль.

Эта же лента содержит одну из самых шокирующих кино сцен 70-х годов. Какую не буду раскрывать, скажу лишь, что режиссеру и создателю спецэффектов пришлось давать показания в суде и доказывать, что все было не на самом деле.

Тема убийства сисек раскрытаТема убийства сисек раскрыта

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик