Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 12.12.2012

Продолжение радует...

title

Это знают все бойскауты: сиквелы, приквелы, триквелы, спиноффы и прочие спиногрызы кинематографа – заведомо слабее оригинала. Продолжение любимого кино – это как пиво, которое было отличным, когда ты его открыл. А наутро ты обнаружил недопитую бутылку возле холодильника, отхлебнул глоток и удивился, в какую мерзость превратился вчерашний пенистый эликсир.

Зачастую потомки великих фильмов рождаются столь уродливыми, что даже портят впечатление о своих почтенных родителях. «Звездные войны» тому страшный пример: пересматривая оригинальные старые эпизоды даже думать не хочется о том, каким унылым эмо-придурком Дарт Вейдер, оказывается, был в годы студенческие. Стараешься не представлять себе, как под черным шлемом глупо пучит глаза и корчит тебе рожицы курчавая морда Хейдена Кристенсена.

И все же вопреки кинематографическим традициям, иногда происходят чудеса – мы видим фильм с заголовком «Треугольный арбуз – 2 в 3D», который не только ничуть не слабее первого «Треугольного арбуза», но и выводит франшизу на новый художественный и интеллектуальный уровень.

Вот об этом я и хочу поговорить с тобой, если ты еще на этой странице, а не убежал на другие сайты, влекомый эротическими баннерами.

Удачные и даже сильнейшие продолжения кинофильмов несложно классифицировать по трем или четырем категориям. Или по пяти, хрен знает.

КАТЕГОРИЯ 1

Продолжение делает та же команда, что и первый фильм, причем на основе надежного материала. Как правило, это касается экранизаций книг и некоторых комиксов: «Властелин Колец», «Крестный отец», «Гарри Поттер», «Темный рыцарь», «Человек-Паук». Попросту в таком отлаженном процессе ошибиться столь сложно, что это может сделать лишь профессиональный и очень, очень опытный вредитель.

КАТЕГОРИЯ 2

Формула франшизы столь универсальна, совершенна и гармонична, что достаточно не делать лишних телодвижений - и все получится само собой. Лучшие примеры, на мой взгляд, «Джеймс Бонд» и «Пункт назначения». Подозреваю, что девяносто шестую серию этих киноэпосов мы будем смотреть с тем же щенячьим восторгом, что и семьдесят третью.

Хотя Бонда раз в десяток лет начинает переколбашивать и трясти из стороны в сторону, но в пределах разумного, не задевая жизненно важных органов.

КАТЕГОРИЯ 3

Авторские продукты, в которых режиссер и команда напрочь отказываются паразитировать на бренде, вместо этого переосмысляя его на новый лад. Наиболее знаменитый пример: «Чужие» Кэмерона.

У сей категории есть небольшая подгруппа. Многосерийные выжатые как лимон кинофраншизы, который в какой-то момент превратились в самопародию. Да, это всегда печально, но если пародия мастерская – то почему бы и нет?! Ты уже без моей подсказки вспомнил третьих «Зловещих мертвецов» - «Армию тьмы».

КАТЕГОРИЯ 4

Сиквелы, отснятые на новом технологическом уровне с изрядно возросшим бюджетом. Хороший эффект дает в тех случаях, когда успешный оригинал был сделан на коленке и собрал нежданно богатую кассу. Знаменитый образец: «Терминатор 2: Судный день», постановка которого сожрала бабла в 15(!) раз больше, чем первая серия. И хоть кто-нибудь об этом пожалел? Ха!

А второй «Безумный Макс», на который потратили не бог весть сколько, но все же в семь раз больше, чем на первый? Сработало!

Самое забавное, что закон бухгалтерских чисел чрезвычайно коварен и ненадежен – в 90% случаев даже десятикратный подъем бюджета порождает никчемное аляповатое позорище и бледную тень отца. Хотя в прокате сиквел обычно отбивает свое. Кто сказал «Матрица»? Садись, пять.

КАТЕГОРИЯ 5

Вот это самое редкое и любопытное: сиквелы, что не просто переплюнули оригинал, но которые вытащили его из забвения. Зачастую первую серию никто даже в глаза не видел. Сколько человек, когда смотрели «Отчаянного» Родригеса, вообще знали о существовании «Музыканта»?

Возможна иная (редкая, но реальная) история – когда сиквел успешного кино закономерно проваливается в прокате, но спустя 10-20-30 лет становится видеокультом, после чего смотрится и цитируется намного чаще предшественника. Классический образец: трэш-канон «По ту сторону долины кукол», вышедший на экраны через три года после драматического блокбастера «Долина кукол». Сиквел собрал ничтожные 900 тысяч долларов (первая серия легко набрала 50 миллионов!). Однако за последующие десятилетия адовый балаган «По ту сторону долины кукол» разбогател на 40 миллионов за счет кабельных эфиров и продаж видео.

Все, кажется, я ничего и не забыл. А если и упустил что, сделаю сиквел для этой статьи. И он будет точно слабее!

Интересное
Катерина Рукавичникова, 29.09.2015
Катерина Рукавичникова, 25.09.2015
Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик